Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Суворов, Николай Семёнович

Суворов, Николай Семёнович

Юристы

ординарный профессор по кафедре церковного права, юрист, учёный


Суворов Николай Семёнович (1848, Солигаличский уезд Костромской губернии — 6 августа 1909) — ординарный профессор по кафедре церковного права, юрист, учёный.

Биография

Родился в семье дьякона. Первоначальное образование получил в Солигаличском духовном училище и Костромской духовной семинарии (1868), по окончании которой в течение года преподавал латинский язык в упомянутом училище.

В 1873 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав и был оставлен на кафедре церковного права для приготовления к профессорскому званию.

В 1877 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву», а в 1884 году докторскую работу по монографии «Объём дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов».

С 1877 года и.д. экстраординарного профессора по кафедре церковного права, а с 1884 года ординарный профессор по кафедре канонического права.

В 1877 году приступил к чтению лекций по церковному праву в Демидовском юридическом лицее. Кроме этой дисциплины им читались также курсы римского и гражданского права.

В 1899 году Н. С. Суворов перешёл в Московский университет на кафедру церковного права. Наряду с последним им преподавались энциклопедия права и история философии права.

Основная сфера его научных интересов проблемы церковного, римского, древнерусского права и истории философии права.

Н. С. Суворов является одним из основоположников отечественной науки церковного права.

«Если Павлов, писал доктор церковного права Гидулянов, расчистив дорогу и исследовав источники, обтесав камни, приготовил материал, то Суворов велик тем, что он своим творческим гением создал из них прочный, неколебимый фундамент и наметил план для дальнейших работников, дав церковному праву научную конструкцию и систему». В этом отношении наиболее значимы разработанные им и изданные в ярославский период научно-педагогической деятельности два «Курса церковного права», в которых церковное право Н. С. Суворовым рассматривается как совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений. Он категорически не согласен с точкой зрения, исходя из которой церковные нормы приобретают юридический характер лишь в силу утверждения их государством и обеспечения государственным принуждением. Н. С. Суворов убедительно обосновывает действительность церковного правопорядка без принудительной поддержки со стороны государства. Хотя церковное право относится к числу наук юридических, а не богословских, Н. С. Суворов, как и другие представители этой науки, не мог обойти вниманием важнейшие богословские проблемы. «Наука церковного права есть наука юридическая, а не богословская, писал учёный. Но так как строй церковного организма, в основных его чертах, определяется догматическим вероисповедным учением, составляющим предмет богословия, то указание на догматическое учение церкви необходимо для понимания как целой системы устройства, так и отдельных институтов». Как видно из этого курса, многие религиозные акты, в том числе и таинства, рассматривались профессором одновременно с богословской и юридической точек зрения. Так, им разъясняется, что акт крещения с богословской точки зрения есть «благодатное возрождение человека очищением от его первородного греха. С точки зрения церковного права крещение есть путь, вводящий человека в церковь как юридический порядок и, следовательно, служащий условием приобретения церковной правоспособности».

Обращаясь к проблеме правового государства, корни которого Н. С. Суворов усматривал в естественном праве, учёный формирование правовой государственности непременно связывал с авторитетом церкви, с предоставлением ей возможности свободно влиять на души людей в плане их нравственного совершенствования. «Государство, как стоящее на служении естественному нравственному закону, писал он, не может не дорожить церковью, которая проповедует богооткровенный нравственный закон, действует на душу человека и стремится к его нравственному усовершенствованию, во исполнение божеской воли».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ