Суворов Николай Семёнович (1848, Солигаличский уезд Костромской губернии — 6 августа 1909) — ординарный профессор по кафедре церковного права, юрист, учёный.
Биография
Родился в семье дьякона. Первоначальное образование получил в Солигаличском духовном училище и Костромской духовной семинарии (1868), по окончании которой в течение года преподавал латинский язык в упомянутом училище.
В 1873 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав и был оставлен на кафедре церковного права для приготовления к профессорскому званию.
В 1877 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву», а в 1884 году докторскую работу по монографии «Объём дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов».
С 1877 года и.д. экстраординарного профессора по кафедре церковного права, а с 1884 года ординарный профессор по кафедре канонического права.
В 1877 году приступил к чтению лекций по церковному праву в Демидовском юридическом лицее. Кроме этой дисциплины им читались также курсы римского и гражданского права.
В 1899 году Н. С. Суворов перешёл в Московский университет на кафедру церковного права. Наряду с последним им преподавались энциклопедия права и история философии права.
Основная сфера его научных интересов проблемы церковного, римского, древнерусского права и истории философии права.
Н. С. Суворов является одним из основоположников отечественной науки церковного права.
«Если Павлов, писал доктор церковного права Гидулянов, расчистив дорогу и исследовав источники, обтесав камни, приготовил материал, то Суворов велик тем, что он своим творческим гением создал из них прочный, неколебимый фундамент и наметил план для дальнейших работников, дав церковному праву научную конструкцию и систему». В этом отношении наиболее значимы разработанные им и изданные в ярославский период научно-педагогической деятельности два «Курса церковного права», в которых церковное право Н. С. Суворовым рассматривается как совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений. Он категорически не согласен с точкой зрения, исходя из которой церковные нормы приобретают юридический характер лишь в силу утверждения их государством и обеспечения государственным принуждением. Н. С. Суворов убедительно обосновывает действительность церковного правопорядка без принудительной поддержки со стороны государства. Хотя церковное право относится к числу наук юридических, а не богословских, Н. С. Суворов, как и другие представители этой науки, не мог обойти вниманием важнейшие богословские проблемы. «Наука церковного права есть наука юридическая, а не богословская, писал учёный. Но так как строй церковного организма, в основных его чертах, определяется догматическим вероисповедным учением, составляющим предмет богословия, то указание на догматическое учение церкви необходимо для понимания как целой системы устройства, так и отдельных институтов». Как видно из этого курса, многие религиозные акты, в том числе и таинства, рассматривались профессором одновременно с богословской и юридической точек зрения. Так, им разъясняется, что акт крещения с богословской точки зрения есть «благодатное возрождение человека очищением от его первородного греха. С точки зрения церковного права крещение есть путь, вводящий человека в церковь как юридический порядок и, следовательно, служащий условием приобретения церковной правоспособности».
Обращаясь к проблеме правового государства, корни которого Н. С. Суворов усматривал в естественном праве, учёный формирование правовой государственности непременно связывал с авторитетом церкви, с предоставлением ей возможности свободно влиять на души людей в плане их нравственного совершенствования. «Государство, как стоящее на служении естественному нравственному закону, писал он, не может не дорожить церковью, которая проповедует богооткровенный нравственный закон, действует на душу человека и стремится к его нравственному усовершенствованию, во исполнение божеской воли».