Август Стриндберг (Юхан Август Стриндберг, швед. Johan August Strindberg, 22 января 1849 года, Стокгольм — 14 мая 1912 года, там же) — шведский писатель и публицист. Основоположник современной шведской литературы и театра.
Биография
Отец писателя был негоциантом (предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 годах учился в Уппсальском университете. Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие). В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Местер Улоф» («Mster Olof», 1872). Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность.
С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.
В 1890-е проводил много времени за границей, занимаясь оккультизмом. Заболел пневмонией на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и рака желудка в 1912.
Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.
Дочь писателя, Карин Стриндберг (Смирнова), была замужем за российским революционером Владимиром Мартыновичем Смирновым.
Выдающийся русский поэт Александр Блок написал некролог - «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами.:
Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он... демократ. Наследие демократа - идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это - лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг - утро, тот час, когда начинается большая работа. Он - менее всего конец, более всего - начало. Благоговейное изучение его - есть тот труд, который молодит усталые души.
В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.
Образ в кинематографе
- «Август Стриндберг. Жизнь между гениальностью и безумием» (мини-сериал; Швеция, Австрия, Германия, Дания; 1985; режиссёры Йохан Бергенстрале, Челль Греде), в заглавной роли — Томми Бергрен.
Библиография
Романы
- «Красная комната» — роман, 1879
- «Сын служанки» — роман, 1886—1887
- «Жители острова Хемсё» — роман, 1887
- «Исповедь безумца» — роман, 1888
- «На шхерах» — роман, 1890
- «Ад» — автобиогр. книга, 1897
- «Легенды» — автобиогр. книга, 1897
- «Одинокий» — роман, 1903
- «Готические комнаты» — роман, 1904
- «Чёрные знамёна» — роман, 1905
Повести и рассказы
- «Новое царство» — повесть, 1882
- «Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886
- «Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
- «Чандала» — повесть, 1889
Пьесы
- «Вольнодумец» (Fritnkaren, 1869)
- «Гермиона» (Hermione, 1870)
- «В Риме» (I Rom, 1870)
- «Изгнанник» (Den fredlse, 1871)
- «Местер Улоф» (Mster Olof, 1872, 1874, 1877)
- «Странствия Счастливчика Пера» (Lycko-Pers resa, 1882)
- «Отец» (Fadren, 1887)
- «Товарищи» (Kamraterna, 1887)
- «Фрёкен Юлия» (Frken Julie, 1888)
- «Кредиторы» (Fordringsgare, 1888)
- «Кто сильнее» (Den starkare, 1889)
- «Пария» (Paria, 1889)
- «Самум» (Samum, 1889)
- «Перед смертью» (Infr dden, 1892)
- «Узы» (Bandet, 1892)
- «Игра с огнём» (Leka med elden, 1892)
- «Путь в Дамаск» (трилогия, Till Damaskus, 1898—1904)
- «Борьба и преступление» (Brott och brott, 1899)
- «Густав Васа» (Gustav Vasa, 1899)
- «Эрик XIV» (Erik XIV, 1899)
- «Пасха» (Psk, 1900)
- «Карл XII» (Karl XII, 1901)
- «Пляска смерти» (Ddsdansen, 1901)
- «Невеста-девственница» (Kronbruden, 1901)
- «Лебедь белая» (Svanevit, 1901)
- «Энгельбрект» (Engelbrekt, 1901)
- «Игра снов» (Ett drmspel, 1902)
- «Королева Кристина» (Kristina, 1903)
- «Виттенбергский соловей» (Nktergalen i Wittenberg, 1903)
- «Соната призраков» (Spksonaten, 1907)
- «Большая дорога» (Stora landsvgen, 1909)