Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Стрелер, Джорджо

Стрелер, Джорджо

Кино

14 августа 1921 - 25 декабря 1997

итальянский театральный режиссёр и актёр, театральный деятель, основатель и руководитель миланского «Пикколо-театр»


Джорджо Стрелер (итал. Giorgio Strehler, 14 августа 1921, Баркола, под Триестом, — 25 декабря 1997, Лугано) — итальянский театральный режиссёр и актёр, театральный деятель, основатель и руководитель миланского «Пикколо-театр».

Биография

Джорджио Стрелер родился в Италии, отец его был австрийцем, мать — словенкой, переселившейся в своё время во Францию. В семье говорили на нескольких языках: итальянском, французском и немецком. Мать Стрелера — Альберта Лорич была известной виолончелисткой, музыкантом был и дед по материнской линии. В трехлетнем возрасте Стрелер потерял отца, которого ему заменил дед; четыре года спустя не стало и деда, — с семи лет Стрелер воспитывался матерью и бабушкой в Милане.

В 1940 году Стрелер окончил Академию любителей драматического искусства в Милане и годом позже осуществил свою первую постановку — в университетском театре Новары. Был призван в действующую армию, в 1943 году бежал в Швейцарию и под псевдоднимом Ж. Фирми вместе с другими эмигрантами в 1944 году организовал в Женеве итальянскую труппу. С этой труппой Стрелер поставил «Убийство в соборе» Т. С. Элиота, «Наш городок» Т. Уайлдера и впервые на сцене — «Калигулу» А. Камю.

В 1945 году Стрелер вернулся на родину; в 1947-м вместе с Паоло Грасси он основал в Милане «Пикколо-театр», ставший первым в Италии стационарным театром и открывшийся спектаклем «На дне» по пьесе А. М. Горького, — поставивший спектакль Стрелер сыграл в нём сыграл Алексея. Через несколько дней основатели представили публике комедию К. Гольдони «Слуга двух господ», с Марчелло Моретти в главной роли, — спектакль, возрождавший дух комедии дель арте и принёсший славу «Пикколо-театру», ставший его «визитной карточкой». С этим спектаклем «Пикколо-театр» объездил весь мир; уже в первые десять лет своего существования театр приобрёл, по словам П. Маркова, завидную популярность не только на родине, но и за рубежом, в Италии фактически возглавил целое театральное направление, стал образцом для подражания.

В 1968 году Стрелер покинул свой театр, на волне студенческого движения конца 60-х организовал молодёжную труппу «Группо театро ационе». Но в 1972 году он вернулся в «Пикколо», с которым связал всю свою дальнейшую жизнь. Паоло Грасси возглавил «Ла Скала», и Стрелер стал единоличным руководителем «Пикколо-театра».

Одновременно Стрелер много работал в опере, ставил спектакли в «Ла Скала» и других оперных театрах.

Умер Джорджио Стрелер от инфаркта в швейцарском Лугано. Похороны прошли в Милане при большом стечении граждан и политиков. Его прах был захоронен на кладбище Триеста, рядом с могилой матери.

Творчество

Своими учителями Стрелер называл Жака Копо, Луи Жуве и Бертольта Брехта. Пьесы Брехта он ставил на протяжении всей своей жизни; часто обращался и к русской классике: среди поставленных им спектаклей — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «Вишнёвый сад», «Платонов» и «Чайка» А. П. Чехова. Важное место в репертуаре его театра всегда занимал и У. Шекспир.

Театральные постановки

«Пикколо-театр»

  • 1947 — «На дне» М. Горького
  • 1947 — «Слуга двух господ» К. Гольдони
  • 1948 — «Ричард II» У. Шекспира
  • 1948 — «Буря» У. Шекспира
  • 1948 — «Чайка» А. Чехова
  • 1948 — «Униженные и оскорбленные» по Ф. Достоевскому
  • 1949 — «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло
  • «Мещане» А. М. Горького
  • 1950 — «Смерть Дантона» Г. Бюхнера
  • 1951 — «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера
  • 1951 — «Ричард III» У. Шекспира
  • 1952 — «Макбет» У. Шекспира
  • 1952 — «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло
  • 1952 — «Ревизор» Н. Гоголя
  • 1953 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира
  • 1955 — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Лорки
  • 1955 — «Вишнёвый сад» А. Чехова
  • 1955 — «Наш Милан» К. Бертолацци
  • 1956 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
  • 1956 — «Гольдони и его шестнадцать новых комедий» Феррари
  • 1957 — «Кориолан» У. Шекспира
  • 1958 — «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта
  • 1959 — «Платонов» А. Чехова
  • 1960 — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта
  • 1960 — «Швейк во второй мировой войне» Б. Брехта
  • 1961 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта
  • 1972 — «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта
  • 1972 — «Король Лир» У. Шекспира
  • 1972 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
  • 1974 — «Вишнёвый сад» А. Чехова
  • 1978 — «Буря» У. Шекспира
  • 1981 — «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта
  • 1987 — «Эльвира, или Театральные страсти»
  • 1991 — «Фауст» И. Гёте (фрагменты)
  • 1996 — «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта

Оперные постановки

  • 1946 — «Жанна д’Арк на костре» Онеггера
  • «Травиата» Д. Верди («Ла Скала»)
  • 1949 — «Лулу» А. Берга
  • 1955 — «Огненный ангел» С. Прокофьева
  • 1957 — «История солдата» И. Стравинского
  • 1964 — «Возвышение и падение города Махагонни» К. Вайля
  • 1965 — «Похищение из сераля» В. Моцарта
  • 1966 — «Сельская честь» П. Масканьи
  • 1969 — «Фиделио» Л. Бетховена
  • 1973 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
  • 1974 — «Волшебная флейта» В. Моцарта
  • 1975 — «Макбет» Д. Верди
  • 1980 — «Фальстаф» Д. Верди
  • 1987 — «Дон Жуан» Моцарта

Признание

  • Орден Почётного легиона (1985)
  • Европейская театральная премия (1990)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ