Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Стефан (Яворский): биография

В проповеднических произведениях Стефана нашли отражение все основные требования схоластической школы к форме, построению и развитию проповедей.

Как проповедник Стефан восхищал своих современников. Даже враги Стефана отзывались о его проповедях следующим образом: «что до витийства касается, правда, что имел Стефан Яворский удивительный дар и едва подобные ему в учителях российских обрестись могли. Мне довольно приходилось видеть, что он своими поучениями мог возбуждать в слушателях смех или слезы, чему много способствовали движения тела, рук, помавание очей и лица применение, что природа ему дала». Быть может, манера Стефана Яворского обеспечивала ему успех, для нас в настоящее время совершенно непонятный. И в своём красноречии Стефан оставался верен католическим тенденциям. Проповеди его отличаются отвлечённостью и оторванностью от жизни; построение их в высшей степени изысканное («люди подобно рыбам. Рыбы родятся в водах, люди — в водах крещения; рыбы обуреваются волнами, люди тоже» и т. д.). С формальной стороны проповеди Стефана обильны натянутыми символами и аллегориями, игрой слов. Вообще они соединяют в себе все характерные черты католической проповеди XVI—XVII вв. Он составил ещё, по Мальвенде, сочинение «Знамения пришествия антихристова и кончины века», на которое ссылались в подтверждение мнения, что Пётр — антихрист. После смерти Стефана долго не оставляли в покое; полемисты высказывали даже мысль о том, что Стефан был тайный иезуит. Проповеди Стефана Яворского изданы в Москве в 1804—1805 годы, а также в издании «Неизданные проповеди С. Яворского» с статьей И. А. Чистовича, СПб., 1867 («Христианское чтение», 1867).

Литература

  • «Риторическая рука. Сочинение Стефана Яворского, перевод с лат. Фед. Поликарпова», изд. Общ. любит. древн. письменности;
  • статьи Терновского в «Трудах Киевской духовной академии» (1864, т. 1 и 2) и «Древней и Новой России» (1879, № 8);
  • И. А. Чистович, «Феофан Прокопович и его время» (СПб., 1868);
  • П. О. Морозов, «Феофан Прокопович как писатель» (СПб., 1880);
  • Королёв А. Стефан (Яворский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • H. С. Тихонравов, «Московские вольнодумцы нач. XVIII в. и Стефан Яворский» («Сочинения», т. II);
  • Рункевич, «Из истории русской церкви в царствование Петра Великого» («Христианское чтение», 1900).
  • Ю. Ф. Самарин: «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» («Сочинения», т. V, М., 1880).
  • Смирнов, «История славяно-греко-латинской академии».
  • Пекарский, «Наука и литература при Петре Великом».
  • Cочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя Его легко» // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011. Вып. 6 (38). С. 101—115
  • Сморжевских-Смирнова М., Диссертация «Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия в церковном панегирике Петровской эпохи» (Tallinn, 2013), ISBN 978-9949-29-119-9
  • Митрополит Стефан Яворский. Сочинения / публ., вступ.ст., словарь терминов и указ. имен Н. Н. Бородкиной. Саратов, 2014, ISBN 978-5-9758-1540-8.
  • Митрополит Стефан Яворский. Похвальные и торжественные слова, переписка / публ.,вступ.ст.,словарь терминов и указат. имен Н. Н. Бородкиной. Саратов, 2015. ISBN 978-5-9999-2411-7.

Ссылки

  • Камень веры

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ