Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Стерлигов, Владимир Васильевич: биография

Владимир Стерлигов был декларативен не менее своих учителей, объясняя это «ответственностью каждого художника перед Высшим».

Я не учился у Татлина, но взял у него главное. Те, кто учился у Татлина — никогда его учениками не были. Я не учился у Матюшина, но взял у него главное. Те, кто учился у Матюшина, никогда его учениками не были. Я учился у Малевича и после квадрата я поставил чашу.
От Филонова — напряжённое внимание к микрочастице поверхности. От Малевича — ощущение супрематичности природы Вселенной. От Татлина — национальные свойства. От Матюшина — «импрессионистический» «кубизм»

— Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 71. («Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры». – № 16: В 2 ч.

Все эти качества Стерлигов и его соратники развивали в своём творчестве. Друг Стерлигова, художник Б. В. Эндер, дал такую оценку его работе:

предельно формалистическое искусство, и вместе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы

— Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 262—263.

Стерлигов… был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из крупных представителей ленинградской школы 20 века. Особенность ленинградской живописной школы 20 века — почти иконная (чуть аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг друга, подобно тому как они соотносятся и в человеческом мире.

.

Наиболее известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.:

  • живописная серия «Моря»,1962
  • графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше»,« Треугольник Рёло» (1962);
  • коллаж «Квадрат в куполе» (1963),
  • живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963),
  • акварель «Путешественник (Путешественница)» (1963), графическая и живописная серия «Сан-Паулус»,
  • графическая и живописная серия «Диаконы» (1964),
  • живопись: «Черёмушки»(1964), « Чаша»(1964), «Щукино»(1964),
  • графическая серия «Выходит Мария» (1964),
  • акварели «Мы живём внутри купола» (1965);
  • графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965),
  • живопись: «Разговор об Истине» (1967),
  • живопись: «О Возвышенном» (1967),
  • живопись: «Здравствуйте!» (1967);
  • живопись: «Пустынник (Монах)» (1967);
  • графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967),
  • живопись: «Преклонимся все (Первая бабочка)» (1969—1970);
  • пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971);
  • графическая серия: «Ангелы травы» (1972);
  • гуашь «Распятие» (1973);
  • акварель и гуашь «Голгофа» (1973);
  • живописная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973).

Книжная иллюстрация

В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал на протяжении всей жизни. В 1953—1973 постоянно сотрудничал с детским журналом «Мурзилка».

Избранные работы

  • Емелин С. За белухой. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
  • Стерлигов В. На самолёте в Америку / Рисунки автора. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
  • Стерлигов В. Огород / Рис. автора. — М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931.
  • Черненко А. И. Баста! Повесть для старшего возраста / Обложка и рисунки В. Стерлигова. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
  • Гринберг И. И. Поход двенадцати / По рассказу немецкого писателя Г. Пийета; Обл. и рис. В. Стерлигова. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
  • О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром: Индийская сказка / Пересказал для детей Н. А. Ходза. — Л.: Ленинградский художник, 1958.
  • Русские загадки. — М.: Детский мир (Малыш), 1961.
  • Вейнгартнер Ф. Советы дирижёрам / Перевод М. В. Юдиной. — М.: Музгиз, 1962. (Не издано)
  • Сперанский Е. Актёр театра кукол. — М.: ВТО, 1965.
  • Мочалов Л. Голубой лес. — Л.: Детская литература, 1966.
  • Озерецкая Е. Совсем новые сказки. — Л.: Детская литература, 1966.
  • Сперанский Е. Повесть о странном жанре. — М.: ВТО, 1971.

Семья

Жена (с 1925) — Мейснер Лидия Ивановна (1902—1942); Жена (с 1943) — Глебова Татьяна Николаевна (1900—1985).

Память

На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 поставлен памятник, сделанный С. Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва,
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
  • Государственный музей истории Санкт-Петербурга,
  • Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,
  • Московский музей современного искусства, Москва,
  • Музей Органической Культуры, Коломна

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ