Стерлигов, Владимир Васильевич: биография
Владимир Стерлигов был декларативен не менее своих учителей, объясняя это «ответственностью каждого художника перед Высшим».
Я не учился у Татлина, но взял у него главное. Те, кто учился у Татлина — никогда его учениками не были. Я не учился у Матюшина, но взял у него главное. Те, кто учился у Матюшина, никогда его учениками не были. Я учился у Малевича и после квадрата я поставил чашу.
От Филонова — напряжённое внимание к микрочастице поверхности. От Малевича — ощущение супрематичности природы Вселенной. От Татлина — национальные свойства. От Матюшина — «импрессионистический» «кубизм»— Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 71. («Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры». – № 16: В 2 ч.
Все эти качества Стерлигов и его соратники развивали в своём творчестве. Друг Стерлигова, художник Б. В. Эндер, дал такую оценку его работе:
предельно формалистическое искусство, и вместе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы— Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 262—263.
Стерлигов… был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из крупных представителей ленинградской школы 20 века. Особенность ленинградской живописной школы 20 века — почти иконная (чуть аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг друга, подобно тому как они соотносятся и в человеческом мире.
.
Наиболее известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.:
- живописная серия «Моря»,1962
- графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше»,« Треугольник Рёло» (1962);
- коллаж «Квадрат в куполе» (1963),
- живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963),
- акварель «Путешественник (Путешественница)» (1963), графическая и живописная серия «Сан-Паулус»,
- графическая и живописная серия «Диаконы» (1964),
- живопись: «Черёмушки»(1964), « Чаша»(1964), «Щукино»(1964),
- графическая серия «Выходит Мария» (1964),
- акварели «Мы живём внутри купола» (1965);
- графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965),
- живопись: «Разговор об Истине» (1967),
- живопись: «О Возвышенном» (1967),
- живопись: «Здравствуйте!» (1967);
- живопись: «Пустынник (Монах)» (1967);
- графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967),
- живопись: «Преклонимся все (Первая бабочка)» (1969—1970);
- пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971);
- графическая серия: «Ангелы травы» (1972);
- гуашь «Распятие» (1973);
- акварель и гуашь «Голгофа» (1973);
- живописная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973).
Книжная иллюстрация
В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал на протяжении всей жизни. В 1953—1973 постоянно сотрудничал с детским журналом «Мурзилка».
Избранные работы
- Емелин С. За белухой. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
- Стерлигов В. На самолёте в Америку / Рисунки автора. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931.
- Стерлигов В. Огород / Рис. автора. — М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931.
- Черненко А. И. Баста! Повесть для старшего возраста / Обложка и рисунки В. Стерлигова. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
- Гринберг И. И. Поход двенадцати / По рассказу немецкого писателя Г. Пийета; Обл. и рис. В. Стерлигова. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1932.
- О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром: Индийская сказка / Пересказал для детей Н. А. Ходза. — Л.: Ленинградский художник, 1958.
- Русские загадки. — М.: Детский мир (Малыш), 1961.
- Вейнгартнер Ф. Советы дирижёрам / Перевод М. В. Юдиной. — М.: Музгиз, 1962. (Не издано)
- Сперанский Е. Актёр театра кукол. — М.: ВТО, 1965.
- Мочалов Л. Голубой лес. — Л.: Детская литература, 1966.
- Озерецкая Е. Совсем новые сказки. — Л.: Детская литература, 1966.
- Сперанский Е. Повесть о странном жанре. — М.: ВТО, 1971.
Семья
Жена (с 1925) — Мейснер Лидия Ивановна (1902—1942); Жена (с 1943) — Глебова Татьяна Николаевна (1900—1985).
Память
На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 поставлен памятник, сделанный С. Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва,
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга,
- Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,
- Московский музей современного искусства, Москва,
- Музей Органической Культуры, Коломна