Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Способин, Игорь Владимирович

Способин, Игорь Владимирович

Педагоги

советский музыковед, теоретик музыки и педагог


Игорь Владимирович Способин (20 апреля [3 мая] 1900, Москва — 31 августа 1954, там же) — советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки и гармонии.

Биография

В 1927 году окончил Московскую государственную консерваторию как музыковед-теоретик по классу Г.Э. Конюса. Гармонию, полифонию и композицию изучал под руководством Р.М. Глиэра, фугу и инструментовку — у С.Н. Василенко. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую гармонии Н.А. Римского-Корсакова.

Преподавательская карьера и научная деятельность И.В.Способина связаны в основном с Московской консерваторией, где он преподавал (с 1924) музыкально-теоретические дисциплины (вёл гармонию начиная с 1933). С 1939 — профессор консерватории, в 1943-48 — заведующий кафедрой теории музыки, в 1942-47 — декан теоретико-композиторского факультета. С 1924 до конца жизни преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории. Среди учеников Способина И.А. Барсова, В.П. Фраёнов, Е.М. Фраёнова, Ю.Н. Холопов, Ю.С. Саульский, А.П.Агажанов, В.О.Берков, Т.Ф.Мюллер и многие другие.

Похоронен на Введенском кладбище (участок №6).

Учение

Наиболее значительны труды Способина по гармонии и форме. Способин — один из авторов чрезвычайно популярного «Учебника гармонии» (так называемого «бригадного учебника»), выдержавшего многие переиздания, и широко известного учебника элементарной теории музыки, также неоднократно переиздававшегося.

Способин рассматривал гармонию в её исторической эволюции (чего не было у Чайковского и Римского-Корсакова), которую вёл от эпохи барокко. Исследуя тональность, выделял центральные и местные функции, ввёл термины «субсистема» (подсистема тонального лада), «доминантовый лад» (особый лад, отличающийся двойственностью основного устоя), «прокофьевская доминанта» и др. Способину также принадлежит идея «национальной характерности» гармонии (которую рассматривал в связи с «национальными» чертами мелодики) и введение в научный обиход термина «гармония русской школы».

Книгу о форме, которую Способин писал в тяжёлые годы войны (введение датировано апрелем 1945 года), Н.Я. Мясковский характеризовал как «в сущности на русском языке первый по полноте охвата вопроса самостоятельный учебник музыкальных форм».

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (28.12.1946)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ