Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Спицын, Сергей Николаевич

Спицын, Сергей Николаевич

Живопись

08 июля 1923 - 25 марта 2014

русский художник, живописец, график


Сергей Николаевич Спицын (8 июля 1923, Детское село, — 25 марта 2014) — русский художник, живописец, график.

Биография

Один из видных книжных и станковых графиков Санкт-Петербурга. Лауреат золотой медали Академии Художеств (2003).

Родился в Детском Селе. Детство провёл на Крестовском острове и в Лигово. Его отец, Николай Васильевич Спицын, входил в религиозно-философское общество «Воскресение» Александра Мейера, был репрессирован в 1929, погиб в Соловецком лагере.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. до конца войны, 14 мая 1945 г. В составе 9-го стрелкового полка 20-й дивизии в начале ноября 1941 г. участвовал в боях на жертвенном пятачке Невской Дубровки. С декабря 1941 г. по март 1942 г. находился в блокадном Ленинграде, продолжая обучение в СХШ. В конце марта 1942 г. вместе с другими учениками и преподавательским составом СХШ эвакуировался в Самарканд. В августе 1942 г. был призван в армию, вернулся на фронт. С осени 1943 г. в составе 27-й Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады командиром отделения радиосвязи дивизиона с боями прошёл до Праги. Имеет боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», "За победу над Германией" и другие).

Выпускник СХШ (1948) и Академии Художеств (1954). Член СХ России с 1955 г. Постоянный участник городских, зональных и всесоюзных выставок, выставок станковой и книжной графики (более 200) и нескольких групповых зарубежных выставок ( Италия, США, Мексика, Австралия, Германия, Англия, Франция, Голландия); в том числе шести персональных.

В 1980—1990 гг. принимал участие в открытии Собора Архангела Михаила в Ораниенбауме, Собора Петра и Павла в Петергофе .

В 1994—1995 гг. расписывает фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев, 1861) в Троице-Сергиевой приморской пустыни под С.-Петербургом.

В 2006 г. пишет алтарные иконы для храма Св. Андрея Первозванного в Петергофе.

В 2009 г. награждён серебряной медалью "Святого Апостола Петра".

Скончался 25 марта 2014 г. в Петербурге. Похоронен на Бабигонском кладбище в Петергофе.

Дочь - Спицына Елена Сергеевна, историк искусства, исследователь русского авангарда.

Творчество

В 1954—1962 гг. входит в круг ленинградских художников «сурового стиля». Работы этого времени: серия литографий к поэме А. Твардовского «Дом у дороги» (1955—1956); серия офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье» (1956—1957). В 1961—1962 гг. сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м серию «Рабочая молодёжь».

После 1962 отклоняет создавшиеся возможности успешно работать в официальном советском искусстве.

В 1963—1973 гг., сближаясь с художником В. В. Стерлиговым, последователем Казимира Малевича, входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Это изменение в творческом пути художника было связано с тем, что с начала 1962 г. В. В. Стерлигов начал развивать теорию К. С. Малевича о новых прибавочных элементах в изобразительном искусстве, и открыл прибавочный элемент искусства этого времени: «прямо-кривую». В это открытие он посвящает нескольких художников, в том числе С.Н. Спицына ; совместно они начинают разрабатывать эту идею и работать в новой пластической форме. Этот узкий художественный круг соратников по искусству получил название « Старопетергофской школы», так как встречи художников, совместная работа и выставки проходили у С.Н. Спицына в Старом Петергофе (пригород Петербурга). «Старопетергофская школа» была создана В.В. Стерлиговым и С.Н. Спицыным в 1963-65 годах; в круг этой «школы» входили художники входили художники Т. Н. Глебова, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П.М Кондратьев и искусствоведы А. В. Повелихина, Е. Ф. Ковтун. «Старопетергофская школа» продолжала своё существование до 1973 года.

С начала 1970-х гг. С. Н. Спицын работает над развитием собственных пластических принципов, сочетающих достижения русского авангарда и традицию русской иконописи. В 1982—1983 гг. делает первую серию работ «по мотивам русских фресок», с этого времени развивая эту тему на продолжении многих лет. Серии работ: «Енисей» (1966—1968), «Шестнадцать пятниц» (1968—1969), «Сенеж» (1970), три «крымские» серии (1984, 1987, 1990), «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Прощание с Финским заливом» (1980-е-1992), «Святители» и «Иноки» (1991—2000).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ