Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Баузе, Фёдор Григорьевич: биография

Коллекция Баузе

Ф. Г. Баузе был одним из первых собирателей памятников древнерусской письменности. С момента своего появления в России он стал собирать древние рукописи, старопечатные книги, старинные монеты. По отзыву К. Ф. Калайдовича, коллекция Баузе была едва ли не единственная в своем роде. Считается, что Московское общество истории и древностей Российских намеревалось приобрести её за 10000 рублей, но покупка по каким-то причинам не состоялась, и большая часть того, что Баузе собирал в течение трёх десятилетий, погибла в пожаре 1812 года. «Каталог славяно-российским рукописям (погибшим в 1812 году) профессора Баузе», составленный В. Н. Каразинымым, был напечатан в «Чтениях Общества истории и древностей российских при Московском университете» (М.: Университетская типография, 1862. Кн. 2. Отд. 5.).

Каталог собрания Баузе включал 395 рукописей, в том числе «Пролог, 1227 года, писанный в Новгороде на пергамине, со многими украшениями, в лист», Евангелие XI века, «Степенная книга, писанная в 1551…». Всего рукописное собрание Баузе включало 460 рукописей и первопечатных книг, среди которых был и один из старейших российских словарей, написанный в 1560 году Иваном Александровым. Особый интерес представляли рукописи известных исторических лиц: наставления для царевича Алексея Михайловича, составленные Симеоном Полоцким и Карионом Истоминым. Пергаментной рукописью «Чин служения в страстную седмицу» (XII век) владел дед Ивана Грозного. С рукописным собранием Баузе работали Н. М. Карамзин, К. Ф. Калайдович, И. М. Снегирёв. Частично сохранившийся личный архив Баузе впоследствии оказался в «Древлехранилище» М. П. Погодина.

«Русский немец»

Баузе принадлежит к числу тех ученых иностранцев, которых истинная любовь к науке добросовестно породнила с нашим отечеством и которые принесли нам много пользы в отношении к познанию нашей народности…

— Шевырев С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. — М., 1855. — С. 227.

Интерес к русской истории привел его к вопросам истории просвещения в России с древнейших времен. При этом он впервые для своего времени проводил идею о том, что и допетровская Русь имела свою культуру и своё просвещение. В 1796 году он написал речь «Oratio de Russia ante hoc saeculum non prorsum incul t a, nec parum adeo de litteris earumque studiis merita», в которой показал, что и до эпохи правления Петра I Россия была просвещённой страной и имела развитую культуру. «Конечно, она только очерк картины русского Просвещения, — писал сам Баузе об этой своей речи попечителю Московского учебного округа М. Н. Муравьеву, — но иным она и быть не могла, как первое сочинение об этом предмете… Я писал, не полагаясь доверчиво ни на кого: все сочинения, которыми я пользовался, и которые цитовал, лежали у меня тогда перед глазами». В 1811 году в журнале «Вестник Европы» появился перевод этой речи на русский язык с незначительными изменениями в содержании и с новым названием: «Что сделано в России для просвещения народа и для славы отечества от времен Рюрика до Петра Великого?» (имя автора не было указано).

Баузе — юрист

Ф. Г. Баузе считал юриспруденцию не простой наукой — он придавал ей высокое общественное значение: «Как дело врача — заботиться о здоровом состоянии тела человеческого и всех его частей: так дело законоведца заботиться о здоровье тела общественного и всех его частей, т. е. государства и его граждан». По мнению Ф. Г. Баузе, прежде чем приступать к изучению юриспруденции, необходимо было пройти школу грамматики, риторики и критики, овладеть иностранными языками, как древними, так и современными, изучить историю и географию, философию и математику. Последние две науки он рекомендовал будущим юристам для развития способности к логическому мышлению.

Изучение же самой юриспруденции Баузе советовал начинать с энциклопедии законоведения, с которою должна быть соединена история права, особенно римского. Затем необходимо, полагал он, перейти к изучению права естественного, народного и публичного. Главную цель исторического изучения права он видел в познании причин тех перемен, которые претерпевают с течением времени юридические понятия. И только после этого можно приступать к познанию положительного права, причем лучше всего начинать с такой его разновидности, как гражданское право. Для познания же последнего необходимо изучать в первую очередь римское право.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ