Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Смоктуновский, Иннокентий Михайлович: биография

Фильм «Ночной гость» представлен И. Соловьёвой и В. Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным — в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского — Пал Палыча — превращались в изощрённые способы вымогательства. Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме В. Шределя, словно в насмешку над Смоктуновским, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих. И хотя актёр, как отмечал Б. Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл, преодолеть ущербность сценария ему не удалось.

Вместе с тем в кино «визитной карточкой» Смоктуновского, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. После его отказа — из-за занятости и усталости — Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как Леониду Куравлёву, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре». Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками».

И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России», — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один.

Театральные работы

Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии

  • 1946 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина — Костя
  • 1946 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
  • 1947 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Семён Горин
  • 1947 — «Последние» М. Горького — Пётр
  • 1947 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алексей
  • 1948 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Полевой
  • 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева — Гришко
  • 1949 — «Доходное место» А. Н. Островского — Мыкин
  • 1949 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Моцарт
  • 1950 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Дормидонт
  • 1951 — «Шутники» А. Н. Островского — Недоносков

Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького

  • 1952 — «Семья» И. Попова — Александр Ульянов
  • 1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Муравьёв
  • 1952 — «Её друзья» В. С. Розова — Виктор
  • 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков

Сталинградский областной театр им. М. Горького

  • 1953 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
  • 1953 — «Великий государь» В. Соловьёва — Магнус
  • 1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Бионделло
  • 1954 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник
  • 1954 — «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов

Театр-студия киноактёра

  • 1955 — «У опасной черты» В. Любимова — Неуспевающий
  • 1955 — «Анджело» В. Гюго — Апафесто
  • 1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри
  • 1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
  • 1955 — «Последние» М. Горького — Пётр

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ