Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Славороссов, Харитон Никанорович: биография

3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Началась Первая мировая война. После объявления войны русские лётчики вступили добровольцами во французскую армию. Славо назначили в 1-ю авиационную группу в Дижоне, позднее перевели в авиационную школу в Аворе (фр. l'cole d'Avord), где он 3 сентября 1914 года получил патент военного лётчика № 585 и был назначен сержантом. Службу продолжил в Бюке под Парижем. Был инструктором и занимался ответственными разведывательными полётами.

„Быстро приступили к действию во Франции воздушные отряды, причем все военные летчики были назначены в действующую армию, а гражданские заняли места инструкторов в авиационных школах. Объявление войны застало нескольких русских летунов во Франции, где они и вступили в военную службу в качестве преподавателей авиационных знаний, между ними известный летун Славороссов“.

Александр Родных. „Война в воздухе в былое время и теперь“, 1915

Славороссов решил вернуться в Россию. В феврале 1915 года он демобилизовался по инвалидности в госпитале в Версале. Харитон приехал в Петроград и летом поступил на авиационный завод Лебедева. Там он стал заведовать сдачей самолётов „Морис Фарман“. Восстановил авиашколу Всероссийского аэроклуба и нелегально учил летать матросов и солдат. Затем вступил в автомобильно-авиационную дружину, получил звание зауряд-поручика и вскоре был избран начальником дружины. В 1917 произошла Февральская, а за ней Октябрьская революция.

Славороссов поступил на мехмат в Томский технологический институт. Там он тесно общался с Николаем Камовым, будущим известным конструктором вертолётов. Потом Славороссов получил направление на учёбу в Академию Военно-воздушного флота, которую окончил в первом выпуске (диплом № 17). Дипломный проект его назывался „Воздушная линия Одесса — Константинополь“.

Авиаинженер Славороссов был направлен на работу в „Добролёт“. Три года он работал техническим директором среднеазиатского отделения, где появилась международная линия Ташкент-Кабул. У него проходил практику студент транспортного института Иосиф Берлин, ставший впоследствии заместителем авиаконструктора Роберта Бартини.

В 1925 году Славороссов занимался разработкой проекта воздушной линии Москва-Пекин. Перелёт совершила группа лётчиков в составе: Михаила Громова, Михаила Волковойнова, Никиты Найдёнова, Аркадия Екатова, Ивана Полякова и Аполлинария Томашевского, ученика Славороссова. Харитон Никанорович подготовил на месте самый трудный участок Урга-Калган — от Улан-Батора до Пекина. У самолёта Томашевского отказал двигатель, его с трудом отыскали. В пустыне за несколько дней машину отремонтировали с помощью опыта Славороссова.

Газета „Красный Север“ № 152 (1840) за 1925 год сообщала:

Подробности отлета экспедиции из Иркутска Иркутск, 2 июля …При переговорах между начальником экспедиции Шмидтом и начальником участка Славороссовым, который давал сведения из Урги, последним было предложено, идущие на Ургу два самолета снизить в Троицко-Савске.

Посадка в Урге.

Троицко-Савск, 3 июля, Погода на всем протяжении от Верхне-Удинска до Урги, как говорят летчики „убийственная“. Из Урги Славороссов также сообщает о скверной погоде.

Прилетевшие в Ургу на самолетах советской конструкции Екатов и Томашевский, имевшие посадку на Улан-Баторском аэродроме, при труднейших условиях, возводятся населением Монгольской столицы в герои.

— Красный Север 1925 № 152 (1840)

Харитон Никанорович работал в „Добролёте“ инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, а также преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации. Он дружил со своим однокашником учёным Владимиром Пышновым, лётчиком Анатолием Кожебаткиным, историком литературы Павлом Щёголевым. Под его руководством работал механиком будущий знаменитый лётчик Михаил Водопьянов.

„Русское слово“ от 6 июня 1916 года Газета „Красный Север“, 1925 год, № 152 (1840). „Воздухоплаванiе“, „Весь мiръ“. 1915 год. Х. Н. Славороссов. 1914 год.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ