Симеон I: биография
В эту эпоху в Преславе была создана новая азбука — кириллица, развилась первая славянская литература, которая оказала большое влияние на весь славянский мир и превратила болгарский язык IX века в литургический.
Царь-книголюб, «новый Птолемей», подхватил Кирилло-Мефодиевскую эстафету: от языческих «черт и резов» через глаголическую письменность к кириллице, на которой составлялись многочисленные оригинальные и переводные сочинения. Самыми известными произведениями круга единомышленников Симеона стали «Учительное евангелие», первая часть которого известна как «Азбучная молитва», «Проглас к Евангелие», «Историкии» Константина Преславского, «Сказание о писменех» Черноризца Храброго, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Слова» Климента Охридского, «Похвала царю Симеону» анонимного автора, «Златоструй», так называемый «Симеонов сборник» и др. Другие видные книжники были: Наум Преславский, Тодор Доксов, Иоанн Пресвитер и Григорий Пресвитер. Этот золотой фонд болгарской литературы обеспечил будущее развитие просвещения славянских народов.
Другими элементами «Pax Bulgarica» или, точнее, «Pax Simeonica» были императорское достоинство болгарского правителя, автокефалия Болгарской православной церкви и возведение её в ранг Патриархата (провозглашены в 918 году и окончательно признаны Византией и Вселенской патриархией в 927 году).
Симеон неповторимо сочетал силу слова и меча. Французский историк Альфред Рамбо оценивает его следующим образом: «Царь Симеон был Карлом Великим для Болгарии, но более образованым нежели наш Карл Великий и гораздо более успешным, ибо заложил основы единой национальной литературы.»
Семья
Борис I правил 852 - 889 | Мария | ||||||||||||||||||||||
Владимир правил 889 - 893 | Гавриил | Яков | Евпраксия | {{{ Анна }}} | |||||||||||||||||||
неизвестная жена | Симеон I правил 893 - 927 | Мария Сурсувул | |||||||||||||||||||||
Михаил | Пётр I правил 927 - 969 | Иван | Вениамин(Боян) | неизвестные дочери | |||||||||||||||||||
По неизвестной причине Симеон лишил своего старшего сына Михаила прав на престол и отправил его в монастырь. Впоследствии, во время правления царя Петра Михаил принимал участие в мятеже против брата. В аналогичном мятеже принимал участие и другой сын Симеона — Иван.
Первоисточники
- Книга Воздаяния, Лиутпранд Кремонский
- Жизнеописание царей, Продолжатель Феофана
- Николов, А. Идея о благочестии и мудрости правителя в политической идеологии и публичной пропаганде болгарских государей в первое столетие после принятия христианства в Болгарии (864—971). — В: XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. Москва, 2007, 124—130
- Nikolov, Angel. "Making a new basileus: the case of Symeon of Bulgaria (893—927) reconsidered, " in Rome, Constantinople and Newly converted Europe. Archeological and Historical Evidence. Vol. I. Ed. by M. Salamon, M. Wooszyn, A. Musin, P. pehar. Krakw-Leipzig-Rzeszw-Warszawa, 2012, 101—108