Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Симеон (Лаптев)

Симеон (Лаптев)

Религия

старообрядец часовенного согласия, настоятель скитов в Колыванской тайге, инициатор их переселения на левый приток Енисея реку Дубчес, настоятель Дубчесских скитов до их разгрома, жертва советских политических репрессий


Отец Симеон в миру Сафон Яковлевич Лаптев (1895, д. Жидки, ныне Курганская область — 20 августа 1954, Озерлаг) — старообрядец часовенного согласия, настоятель скитов в Колыванской тайге, инициатор их переселения на левый приток Енисея реку Дубчес, настоятель Дубчесских скитов до их разгрома, жертва советских политических репрессий.

Биография

Сафон Лаптев родился в 1895 году в семье Якова Самойловича и Татьяны Гавриловны Лаптевых в деревне Жидки Утчанской волости Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне село — центр Жидковского сельсовета Петуховского района Курганской области). Хозяйство отца было крепким даже по дореволюционным стандартам: у Лаптевых были 6 лошадей, 5-6 коров, ветряная мельница, сноповязалка, молотилка, иногда на сезон нанимали работника. Кроме Сафона у Лаптевых было ещё 2 сыновей и 6 дочерей.

В 1917 году Сафон Лаптев призван в армию, но был признан негодным к службе по состоянию здоровья. Как часто бывает с детьми слабого здоровья, Сафон с детства пристрастился к чтению. Он стал любимым чтецом на молениях в деревенской старообрядческой часовне. Тогда же, как сказано в «Урало-Сибирском патерике», он начал принимать участие в общинных духовных беседах. Его первое сочинение «На союзы» датировано 1918, то есть написано ещё в Жидках..

В скитах отца Саввы

После возвращения из армии Сафон познакомился с крестьянином Александром Михайловичем Мягковым, тот рассказал ему, что его дядя уже много лет черноризец в скиту в Колыванской тайге, речь шла об отце Савве (в миру Селивестр Ефимович Мягков). В 1919 году ушёл в скит отца Саввы на реке Парбиге в Колыванской тайге. Был там «накрыт» под именем Симеона. Вскоре был замечен настоятелем Саввой как грамотный толкователь священных книг. Вместе с о. Саввой участвовал в духовных беседах с крестьянами. Перед смертью отец Савва завещал отцу Симеону управление хозяйственными делами скита, а о. Мине (в миру Михаилу Прокопьевичу Зебзееву) принятие на исповедь.

Переселение на приток Енисея реку Дубчес

Отец Симеон организовал переход скитов в Ярцевский район Красноярского края (ныне Туруханский район), на левые притоки среднего Енисея (водораздел Дубчеса и Елогуя). Отец Мина также участвовал в переходе на средний Енисей, но в июне 1941 года поселился не на левом берегу Енисея, как о. Симеон, а на правом берегу, на реке Вороговке (Вороговский сельсовет, ныне Туруханский район), где принимал на исповедь обитательниц женского скита матушки Мастрадеи. Отец Мина скончался 6 августа 1942 года и похоронен там же на Вороговке. После смерти о. Мины Симеон остался единственным главой Дубчесских скитов.

Автор многих духовных сочинений. Отец Симеон был также и инициатором создания и одним из основных авторов «Повести чудесных событий», трёхтомного «Урало-Сибирского патерика» часовенных cтароверов.

Разгром Дубчесских скитов

В 1949 году над Дубчесскими скитами стал часто появляться самолёт. Этот гидроплан садился на озеро в 30 километрах от скитов и завозил экспедицию из Новосибирска. Осенью 49-го дважды в скиты заходили партии геодезистов по два человека. После этих посещений, по преданию, иконы «стали почикивать, пощелкивать» — «стали извещать». 28 марта 1951 года отряд из примерно 30 сотрудников милиции под командованием Константина Сафронова (впоследствии майор МВД в отставке) произвёл задержание на одном из скитов, среди задержанных был Кирилл Лаптев, родной брат отца Симеона. В течение весны были обнаружены и разгромлены 2 мужских и 4 женских скита, а их обитатели и обитательницы арестованы. Местоположение скита отца Симеона каратели обнаружили лишь после двух недель интенсивных допросов арестованных. Его арестовали 15 апреля 1954 года. О. Симеон и ещё 32 человека были обвинены в антисоветской агитации и создании «нелегального антисоветского формирования» (имелись в виду скиты) по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. 4 января 1952 Красноярский крайсуд приговорил о. Симеона к 25 годам ИТЛ и 5 лет поражения в правах, а других к 15 и 10 годам ИТЛ.

Игумен Симеон не дожил до освобождения и скончался в Озерлаге, отказавшись, по свидетельству староверов, принимать лагерную пишу. Дата его смерти точно не известна: следственное дело называет 20 августа 1954 года. Из осужденных по этому делу в заключении умерло двое: отец Симеон и мать Маргарита.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ