Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Басс, Сол

Басс, Сол

Дизайн

08 мая 1920 - 25 апреля 1996

графический дизайнер, который за 40 лет своей карьеры поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе


Сол Басс (англ. Saul Bass; 8 мая 1920 — 25 апреля 1996) — графический дизайнер, который за 40 лет своей карьеры поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе.

Среди его наиболее известных работ — легендарная вступительная заставка в фильме «Головокружение», а также титры к лентам «Вестсайдская история», «К северу через северо-запад» и «Психо».

Ранние годы жизни

Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк. Закончив старшую школу Джеймса Монро, начал учиться в манхэттенской школе искусств Art Students League, пока не стал посещать классы Дьёрдя Кепеша (венг. Gyrgy Kepes) при Бруклинском колледже. Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссером Отто Премингером в разработке постера к его музыкальной драме 1954 года «Кармен Джонс». Премингер был настолько впечатлён работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма. И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок.

Вступительные заставки к фильмам

Басс стал широко известен благодаря вступительной заставке к драме Премингера «Человек с золотой рукой» 1955 года. По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х гг. была настоящим табу. Сол решил создать спорный опенинг, потому что тема фильма сама по себе была спорной. В качестве центрального образа он выбрал руку – на чёрной бумаге вырезалась рука наркомана; как и ожидал Басс, это произвело настоящую сенсацию.

Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографику, для фильмов «К северу через северо-запад», «Головокружение» и «Психо». Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером.

Басс трудился в своей сфере 40 лет, используя разнообразную технику: от примитивно-плоской в «Анатомии убийства» до совмещения игры живых актёров и мультипликации. К концу своей карьеры Сол Басс работал с Джеймсом Бруксом и Мартином Скорсезе. Для Скорсезе Басс (в сотрудничестве со своей супругой Элаин), создал заставки к фильмам: «Славные парни» (1990), «Мыс страха» (1991), «Эпоха невинности» (1993) и «Казино» (1995, его последний опенинг). В поздних работах с Мартином Скорсезе он отошёл от «оптических образов» и перешёл к компьютерным технологиям.

Кинопроизводство

В 1964 году Басс выступил режиссёром короткометражки «Ищущий глаз» (англ. The Searching Eye), после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера «Гран-При» и сделал короткий документальный фильм «Почему человек творит?» (англ. Why Man Creates). Наконец, в 1974 году Сол снял свой единственный полнометражный фильм «Фаза 4» (англ. Phase IV).

Логотипы и прочий дизайн

Некоторые логотипы, созданные при участии Басса, стали хорошо узнаваемы в Северной Америке. Среди них логотип корпорации AT&T (1969 и 1983), авиакомпании Continental Airlines (1968), Dixie (1969) и United Airlines (1974).

Некоторые компании, для которых Солом Бассом были созданы логотипы:

  • Avery International (неизвестно)
  • Celanese (1965)
  • Continental Airlines (1968)
  • Dixie (1969)
  • Frontier Airlines (1981)
  • Fuller Paints (неизвестно)
  • Girl Scouts of the USA (1978)
  • Japan Energy Corporation (1993)
  • Kibun Foods (1964)
  • Kose Cosmetics (1959)
  • Lawry's Foods (1959)
  • Geffen Records (1980)
  • Minami Sports (1991)
  • Minolta (1978)
  • Rockwell International (1968)
  • Security First National Bank (1966)
  • Security Pacific Bank (неизвестно)
  • United Airlines (1974)
  • United Way (1972)
  • Warner Books (1963)
  • Warner Communications (1972)
  • Wesson Oil (1964)
  • YWCA (1988)

Постеры и титры к фильмам

Сол Басс занимался художественным оформлением фильмов крупнейших англоязычных режиссёров середины века — Отто Премингера, Альфреда Хичкока, Билли Уайлдера и Стэнли Кубрика. Его последние заготовки предназначались для фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», но не были использованы режиссёром. Деятельность Басса в этой области, вдохновившая многих других дизайнеров, продолжалась около пятидесяти лет.

1950-е

  • Кармен Джонс / Carmen Jones (1954)
  • Человек с золотой рукой / The Man With the Golden Arm (1955)
  • С городской окраины / Edge of the City (1956)
  • Любовь после полудня / Love in the Afternoon (1957)
  • Святая Иоанна (фильм, 1957) / Saint Joan (1957)
  • Здравствуй, грусть / Bonjour Tristesse (1958)
  • Головокружение / Vertigo (1958)
  • Анатомия убийцы / Anatomy of a Murder (1959)
  • К северу через северо-запад / North by Northwest (1959)

1960-е

  • Спартак (1960)
  • Великолепная семёрка (1960, дизайн не использовался)
  • Вестсайдская история (1961, заключительные титры)
  • Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963)
  • Банни Лейк исчезает (1965)
  • Вторые (1966)
  • Бал пожарных (1967)

1970-е

  • Такие хорошие друзья / Such Good Friends (1971)
  • Братья / Brothers (1977)
  • Человеческий фактор / The Human Factor (1979)

1980-е

  • Сияние / The Shining (1980)
  • Счастливчик Александр / Very Happy Alexander (1980)

Неиспользованные постеры

  • Детский час / The Children’s Hour/Infamous (1961)
  • Девять часов / Nine Hours to Rama (1962)
  • Список Шиндлера / Schindler’s List (1993)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ