Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сибиряков, Александр Михайлович

Сибиряков, Александр Михайлович

Исследователь

08 октября 1849 - 02 ноября 1933

российский золотопромышленник, исследователь Сибири


Александр Михайлович Сибиряков (26 сентября (8 октября) 1849, Иркутск — 2 ноября 1933, Ницца) — российский золотопромышленник, исследователь Сибири. Брат Константина и Иннокентия Сибиряковых.

Биография

Александр Сибиряков принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных сибирских родов: его отец, Михаил Александрович Сибиряков (1815—1874), купец 1-й гильдии, владел золотыми приисками, заводами, пароходством и Бодайбинской железной дорогой, а его состояние оценивалось в 4 млн рублей.

В 1885—1895 годах был гласным Иркутской городской думы.

Предпринимательство

После смерти отца в 1874 году Александр принял в управление семейные золотые прииски и пароходные компании, приобрел Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: в 1885 — «Ангарское пароходство» для организации буксирного движения по Ангаре до Братского острога, 1894 году — Амурское общество пароходства и торговли. Но предприниматель вынашивал планы развития Сибири путём «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами». Первые шаги Сибиряков предпринял сразу же, как вступил в права наследования. Он начал с содействия освоению Северного морского пути.

В 1890 году Главным начальником Уральских горных заводов ему было выдано свидетельство на поиски и разработку золотых россыпей и рудных месторождений в дозволенных местах Берёзовской округи Тобольской губернии.

Исследование Северного Ледовитого океана

Сибиряков содействовал организации полярной экспедиции шведского мореплавателя профессора Норденшёльда в 1878—1880 годах, прошедшего вдоль берегов Сибири по Ледовитому океану и вышедшему через Берингов пролив в Тихий океан. В 1879 году, когда от Норденшельда не было долго известий, он послал на розыски шведов в устья р. Енисея свой пароход и дал средства А. В. Григорову на попутные обследования Северного Ледовитого океана. Швеция оценила заслуги всех организаторов и участников экспедиции. Сибиряков был избран почетным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков, членом научного и литературного обществ Гётеборга.

Водные пути Сибири

«Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать об этом…»,- писал А. М. Сибиряков.

Интерес к водным путям Сибири диктовался практическими нуждами и сибирских предпринимателей, и жителей Сибири. Неразвитая сеть путей сообщения становилась важнейшей причиной экономической неразвитости Сибири. Благодаря предпринятым в 1880—1890-е годы экспедициям в различные районы Сибири и Дальнего Востока Сибиряков разрабатывает план соединения всех основных районов Сибири как между собой, так и с Европейской Россией и другими странами.

В 1880-е годы Сибиряков предпринимает ряд попыток пройти на пароходе «Оскар Диксон» через Карское море к Енисею, но терпит неудачу. Он исследует устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей, сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири. Сибиряков решает «остановиться на Печоре» и установить связь Сибири с Европой по этой водной артерии. Сибиряков строит дорогу от Печоры к Оби. Проложенная по Щугорскому волоку, она стала известной как Сибиряковский тракт. По нему сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Для Печорского края, часто страдающего от голода, эта дорога стала спасением, благодаря ей цены на хлеб в крае снизились в 1887 году втрое.

Важным этапом в осуществлении задуманного стала работа по улучшению условий судоходства на Ангаре: в 1888 году на реке начали взрывать пороги и прокладывать по дну цепь для туэрных (цепных) судов Однако преодолеть самый порожистый участок Ангары не удалось.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ