Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Семёнова, Нимфодора Семёновна

Семёнова, Нимфодора Семёновна

Монархи

артистка оперной труппы Императорских театров, младшая сестра Екатерины Семёновой


Нимфодора Семёновна Семёнова (по афишам: Семёнова-младшая, в замужестве Лестрелен; 1788 (в некоторых источниках 1787 — 9 апреля 1876) — артистка оперной труппы Императорских театров, младшая сестра Екатерины Семёновой.

Биография

Родилась в крепостной семье, мать — крепостная помещика Путяты, отец — учитель кадетского корпуса Жданов.

Училась в Петербургском театральном училище, в драматическом отделении в классе князя А. Шаховского. Будучи ученицей, в 1807 году дебютировала на сцене петербургского Каменноостровского (Большого) театра в партии Милославы («Днепровская русалка» Ф. Кауэра).

После окончания была зачислена в труппу Каменноостровского театра на амплуа инженю. Капельмейстер Катерино Кавос обратил внимание на певческие способности Семёновой и убедил её учиться пению. Оперные партии учила по слуху под руководством К. Кавоса, позднее брала уроки пения у Я. Воробьева. С 1809 года она выступала также в оперных спектаклях.

Своими успехами на сцене Нимфодора Семёновна была обязана своей хорошей игре. Также благосклонность зрителей объяснялась ослепительной красотой Семёновой, о которой сохранилось много восторженных отзывов, например «высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и как смоль черными волосами» (А. Я. Головачева-Панаева). Наиболее успешными были те роли Семёновой, к характеру которых она подходила своей внешностью. Однако же певицей Семёнова была средней, с недостаточно развитой техникой пения и недостаточной гибкостью голоса.

Современник писал о ней:

Имеет стройный стан и привлекательное греческое лицо. Голос её довольно приятен. С охотою и старанием, она в короткое время достигла до степени хорошей певицы; в отношении же к игре она давно уже пользуется правом отличной актрисы.

— «Сын отечества»

С 1828 года на сцене московского Большого театра. В 1831 году оставила театр, получая пенсию в 4 тысячи рублей от Кабинета.

Нимфодора Семёнова пользовалась большим уважением в литературных кругах. В её гостях бывали А. Грибоедов, Н. Гнедич, В. Жуковский, А. Пушкин. Последний посвятил Нимфодоре Семёновне шуточное стихотворение «Желал бы быть твоим, Семенова, покровом», 1817—1820. Обладая сострадательным сердцем, широко занималась благотворительностью, в её доме наравне с её дочерями воспитывалось несколько бедных девушек. В театральных кругах в расчёте на щедрость Семёновой повелось приглашать её крестной матерью, и она никогда не отказывала. Только в одной метрической книге церкви при Театральном училище было записано более двухсот её крестников и крестниц. Оказывала постоянную помощь некоторым семьям хористов и даже театральных плотников и сторожей.

Долгие годы пользовалась покровительством мецената графа В. В. Мусина-Пушкина, с которым прожила больше 20 лет, и от которого имела трёх дочерей. Через несколько лет после его смерти вышла замуж за француза Лестрелена (1840).

За десять лет до смерти Нимфодора Семёновна, как и её сестра, ослепла. Скончалась в Санкт-Петербурге, была похоронена на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Роли

  • Милослава — «Днепровская русалка» Ф. Кауэра, 1807
  • Анюта — «Рассудительный дурак» А. Клушина, 1810
  • Федра — «Ариадна» Ж. Расина, 1811
  • Иоанна — «Иоанна д’Арк или дева Орлеанская», Карафф
  •  ?? — «Новая суматоха», А. Шаховской
  • Вениамина -«Иосиф Прекрасный», Мегюль
  • Зораима — «Зораима и Зюльнар», Боельдье
  • Евхариса — «Телемак на острове Калипсы»
  • Сервилия — «Титово милосердие», Моцарта
  • Юлия — «Ромео и Юлия», Штейбельта
  • Милолика — «Добрыня Никитич, или Страшный замок», Кавос и Антонолини
  • графиня Сюрвель — «Целый роман, или Весь день в приключениях», Мегюль
  • Роза — «Красная Шапочка», Боельдье
  • Матильда — «Елисавета, королева Английская», Россини
  • Анета — «Сорока-воровка», Россини
  • Наташа — «Женщина-Лунатик», Кавос
  • Изора — «Волшебный лес, или Спящая красавица», Вишняков
  • Роза — «Молодая вспыльчивая жена», Боельдье
  • Изора — «Рауль Синяя Борода»
  • Агнесса — «Отец и дочь»
  • Каролина — «Тайный брак», Чимароза
  • Эльвира — «Рожер Сицилийский», Биртон
  • Камилла — «Подземелье замка Убальдо»
  • Милослава — «Русалка», Кавос, первая исполнительница
  • Параша — «Девишник, или Филаткина свадьба»
  • Заида — «Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида»
  • Зораида — «Жар-птица, или Приключение Ивана-царевича»
  • Аббаса — «Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна»
  • Розальвина — «Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста»
  • Алина — «Алина, королева Голкондская», Ф. Буальдье
  • Юлия — «Пан Твардовский»
  • Констанца — «Похищение из сераля»
  • Роза де Вольмар — «Молодая вспыльчивая жена»
  • Сандрильона — «Сандрильона»
  • Евхариса — «Телемак на острове Калипсо»
  • Нинетта — «Сорока-воровка»
  • Розина — «Севильский цирюльник», Россини
  • Церлина — «Дон Жуан»

Её партнёрами были П. Злов, Г. Климовский, В. Самойлов, М. Шелехова. Вместе с Е. Сандуновой участвовала в дивертисментах, где исполняла русские народные песни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ