Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рыков, Александр Ильич

Рыков, Александр Ильич

Герои

День рождения 28 октября 1900

советский железнодорожник, Герой Социалистического Труда


Александр Ильич Рыков (1900—1994) — советский железнодорожник, Герой Социалистического Труда.

Биография

Родился в семье крестьянина. Русский. В 1916 году окончил высшее начальное училище, в 1919 году — учительскую семинарию в селе Поливаново Подольского уезда. Стал работать учителем в начальной школе в родном городе, но недолго.

В том же 1919 году вступил в Красную Армию и был направлен на курсы комсостава артиллерии в городе Москве. Курсантом принимал участие в боях против Юденича под Петроградом. В 1920 году был направлен в 9-ю армию на Кавказский фронт. Был начальником разведки гаубичного дивизиона, командиром батареи. Военную карьеру прервал несчастный случай и в 1928 году краском Рыков был комиссован.

Поступил работать счетоводом Северо-Западных железнодорожных мастерских. В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Во время учёбы проходил производственную практику на разных дистанциях пути, отлично защитил диплом по теме «Железнодорожная линия Караганда — КарГОЭС».

По окончанию учёбы был направлен на должность строительного мастера на строительство железной дороги Караганда-Балхаш. Позднее здесь же работал помощником прораба, производителем работ. В 1938 году, после смерти отца, вернулся на родину в Подмосковье (за престарелой матерью нужен был уход). Стал работать учителем в средней школе поселка Шаховского.

Летом 1939 года Рыков уже работал по своей специальности — заместителем начальника ремонтно-путевого участка на станции Волховстрой Кировской железной дороги, а осенью того же года назначен заместителем начальника дистанции пути. Летом 1940 года назначен уже начальником Волховстроевской дистанции пути. На этом посту его и застал Великая Отечественная война.

Волховстроевский железнодорожный узел, работавший на четыре направления, с началом военных действий принял особое значение. В первую очередь через узел шло снабжение осажденного Ленинграда. Работать приходилось практически в боевых условиях, под постоянными бомбардировками гитлеровцев. Враг постоянно старался прервать движение по магистрали, разрушить в первую очередь мосты. В трудное время А. И. Рыков работал самоотверженно, организовывал путейцев, которые под обстрелами и бомбежкой восстанавливали поврежденные пути и даже строили новые. Частью легендарной Дороги жизни стал участок линии до берега Ладожского озера, откуда грузы шли в осажденный город уж другим транспортом. За выполнение восстановительных работ и обеспечение воинских перевозок Волховскому и Ленинградскому фронтам летом 1942 года он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Особое значение Волховстроевский узел приобрел после прорыва сплошной блокады в начале 1943 года. 4 февраля открылось прямое сообщение через Поляны и Шлиссельбург с Ленинградом. Гитлеровцы ещё с большей настойчивостью бомбили Волховстрой, только за март-июнь 1943 года на станцию было произведено 20 налетов и сброшено свыше 1300 самолетов. Особое внимание враг уделял уничтожению мостов через реку Волхов. В июне 1943 года во время налета 177 бомбардировщиков был повреждено сразу два моста (основной и дублер, построенные ещё в 1941 году).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» начальнику Волховстроевской дистанции пути Северной железной дороги Рыкову Александру Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1944 году ему было присвоено персональное звание директора-полковника пути и строительства.

В июне 1946 года А. И. Рыков был назначен заместителем начальника Управления пути и искусственных сооружений Северо-Западного округа железных дорог. Однако он стремился к практической работе и в 1949 году принял должность заместителя начальника Октябрьской железной дороги. На этом посту трудился до выхода на пенсию в октябре 1962 года. Даже на пенсии он не смог сидеть дома, ещё 10 лет продолжал трудиться заместителем начальника 306-го стройуправления треста «Севзаптрансстрой».

Жил в городе Санкт-Петербурге. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями; знаком «Почетный железнодорожник».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ