Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рыкачёв, Юрий Борисович

Рыкачёв, Юрий Борисович

Генералы

16 декабря 1909 - 10 июня 1991

советский военный деятель, военный лётчик, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, участник Великой Отечественной войны


Юрий Борисович Рыкачёв (16 декабря 1909 года — 10 июня 1991 года) — советский военный деятель, военный лётчик, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1942).

Биография

Родился в городе Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье рабочего. Русский. В 1923 году окончил школу 1-й ступени в городе Баку, там же учился в кооперативном техникуме, одновременно работая чернорабочим, а затем механиком на механическом заводе Бакинского порта.

В РККА с 1928 года. По комсомольской путёвке был направлен в авиашколу и зачислен на отделение авиатехников. В 1931 году вступил в ВКП(б).

В 1930 году окончил Вольскую объединенную военно-авиационную школу лётчиков и техников, в 1933 году — курсы младших инженеров, военно-авиационную школу командиров звеньев в 1936 году. Был назначен на должность комиссара 6-й истребительной эскадрильи 3-й авиационной армии особого назначения, базировавшейся в Ростове-на-Дону.

Эскадрильей в то время командовал капитан Лев Шестаков. На базе эскадрильи был сформирован 69-й истребительный авиационный полк. В 1941 году, перед самой войной, Рыкачёв закончил курсы при Военно-воздушной академии и по возвращению был назначен командиром эскадрильи. Под его командованием начали службу многие будущие Герои Советского Союза, среди них — дважды герой Алексей Алелюхин. Позднее Рыкачёв писал:

Началась война с белофиннами. Из нашего полка взяли половину лучших лётчиков и отправили в Крым для переподготовки на модернизированных И-16 с мотором М-63. Меня не взяли, несмотря на мои горячие просьбы. Очень хотелось повоевать. Я завидовал Шестакову, Капустину, Матвееву, Полозу и другим лётчикам, которые воевали в Испании и на Халхин-Голе. С жадностью слушал их рассказы…

К началу Великой Отечественной войны Рыкачёв проходил службу в составе своего полка под Одессой. Вылетал на боевые задания по сопровождению штурмовиков, летающих лодок, на штурмовку вражеских колонн.

16 августа был назначен заместителем командира полка. В небе Одессы к сентябрю 1941 года совершил 104 боевых вылета, в том числе 59 на штурмовку. В 16 воздушных боях лично сбил 3 самолёта немцев и 11 (согласно другим источникам — 5) в групповых боях. 30 сентября был Рыкачёв представлен к званию Героя Советского Союза.

После эвакуации из Одессы на переформирование на базе 69-го истребительного авиаполка был сформирован ещё один полк: 69-й "А" истребительный авиационный полк, командиром которого назначен Рыкачёв. 8 марта 1942 года полк был переименован в 790-й истребительный авиационный полк.

О своей первой воздушной победе в районе Одессы Рыкачёв вспоминал:

Как-то вылетели на штурмовку немецких танков, переправившихся через Днестр у Дубоссар. <…> Вечерело. Не доходя излучины, на высоте 700—800 метров видим внизу много тёмных коробок — танки. Они обстреливали нас. Шестаков стал разворачиваться, чтобы перейти в пикирование на танки. Я уже приметил на земле цель и, горя желанием выполнить во что бы то ни стало боевое задание, продолжал пикировать на выбранный танк. Вот бронированная машина в перекрестии прицела. С каждой секундой она увеличивалась в размерах. Наконец нажал на гашетку. Ударил из всех четырёх пулеметов. Трассы пуль отметили прямое попадание в цель.

Когда вышел из атаки, то обнаружил, что я — один. Выше меня наши И-16 схватились с «мессерами». Подобрался выше к своим. Вдруг вижу, как один из «мессеров», перейдя в пикирование, стремительно понёсся к группе И-16. Уже был заметен тёмный дымный след его трассы, а затем и сам фашистский лётчик, самолёт которого оказался вблизи меня. Я стал выбирать момент для удара. Когда же открыл огонь, «мессер» начал быстро уходить: скорость у него больше, чем у моего самолёта. Вроде бы попал в цель, но враг казался невредимым. Но вот, вижу, задымился слегка «мессершмитт» и стал заваливаться на крыло. А затем стремительно понёсся к земле. Взрыв, дым, огонь. Первая воздушная победа.

За период действий на Северном Кавказе до 1 января 1943 года лётчики 790-го иап выполнили 927 боевых вылетов, провели 72 воздушных боя, сбили 57 и повредили 13 самолётов противника; собственные потери — 12 лётчиков, 21 самолёт.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ