Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Баркер, Айлин

Баркер, Айлин

Исследователь

День рождения 21 апреля 1938

британский социолог религии, специалист по новым религиозным движениям


Айлин (Эйлин) Вартан Баркер (англ. Eileen Vartan Barker; род. 21 апреля 1938, Эдинбург, Великобритания) — британский социолог религии, специалист по новым религиозным движениям. Профессор-эмерит Лондонской школы экономики. Является также экспертом Центра исследования прав человека при Лондонской школе экономики. Офицер Ордена Британской империи (OBE). Член Британской академии.

Академическая карьера

В 1988 году А. Баркер занималась научно-исследовательской работой по сохранению культурной традиции Армянской диаспоры. В том же году основала организацию ИНФОРМ (англ. Information Network Focus on Religious Movements, INFORM) — Информационный сетевой центр религиозных движений — при поддержке британского Хоум-офиса, Архиепископа Кентерберийского, кардинала Хьюма и ряда других основных религиозных организаций Британии.

А. Баркер занимала ряд ключевых должностей в сфере академических исследований религии. В 1985—1990 была председателем «Исследовательской группы социологии религии» Британской социологической ассоциации, в 1991—1993 — президентом Общества научного исследования религии, в 2001—2002 — президентом Ассоциации социологии религии.

С 2000 года А. Баркер — офицер Ордена Британской империи, в том же году получила от Американской Академии религии Премию Мартина Марти за вклад в общественное понимание религии.

По состоянию на 2009 год А. Баркер — член редакторской коллегии американского религиоведческого журнала о новых религиозных движениях Cultic Studies Review, издаваемого Международной ассоциацией исследования культов.

А также — член редакционной коллегии американского религиоведческого журнала о новых религиозных движениях Nova Religio.

Книга «Сотворение мунита»

Одним из наиболее известных трудов А. Баркер является опубликованная в 1984 году книга «Сотворение мунита: выбор или промывание мозгов?» (англ. The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing). В ней изложены результаты глубокого семилетнего изучения членов Церкви объединения (муниты) в Британии и США. Одно из наиболее цитируемых утверждений книги: «Я не убеждена, что они зомби с промытыми мозгами». Баркер не нашла, что при обращении в Церковь объединения применяются принудительные методы — похищение, лишение свободы, применение силы. Ряд исследователей назвал книгу одним из наиболее важных и исчерпывающих исследований процесса обращения в новые религиозные движения.

Критика

В своей книге «Культы среди нас» (1995) защитники теории «промывания мозгов» М. Сингер и Дж. Лалич подвергли критике А. Баркер за отрицание этой теории в её исследованиях процесса обращения в Церковь объединения и обвинили её в получении финансовых средств от этой религиозной организации.

В 1995 году Баркер в ответ на обвинения заметила, что для широкой публики пока не общеизвестны огромные масштабы рынка депрограммирования, консультирования по выходу и разного рода экспертных заключений, и насколько велики суммы, вовлечённые в эти виды деятельности, чтобы понять заинтересованность участников этого рынка в поддержании жизнеспособности теории «промывания мозгов». Также Баркер[уточнить] заявила, что такие эксперты, как М. Сингер, запрашивают гигантские суммы за своё участие в судебных процессах.

Ответчиками во время судебного процесса Иск из-за брошюры «10 вопросов…» в России было заявлено, что депутат Британского Парламента Алан Мил в своём сообщении для прессы дал негативную оценку деятельности Айлин Баркер как руководителя организации ИНФОРМ в связи с её «просектантской» позицией и утверждал, что на заседании британской Совместной Парламентской Комиссии обсуждался Меморандум, написанный при участии Баркер, о тайном проекте по ликвидации «антикультового движения» и финансировании его за счёт средств новых религиозных движений («тоталитарных сект»).

В 2006 году религиовед Е. Г. Романова отмечала, что «А. Баркер приводит значительно заниженные данные о количестве последователей Ананда Марга в мире, ошибочно трактует смысл деятельности и позиции в иерархии монашеского корпуса в организации, неверно трактует смысл инициации, определяя это действо всего лишь как „личный инструктаж“ и пр.»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ