Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Розанцев, Валентин Фёдорович

Розанцев, Валентин Фёдорович

Живопись

06 августа 1939 - 25 июня 2010

художник-карикатурист, организатор-концептуалист, педагог


Валентин Федорович Розанцев (6 августа 1939, Кимры — 25 июня 2010, Москва) — художник-карикатурист, организатор-концептуалист, педагог.

До последней минуты жизни он создавал новые формы общения и соревнования карикатуристов.

Творческая биография

Художником, как говорил сам Валентин, он был сызмальства, сколько себя помнил. В школе однажды получил нагоняй за стенгазету «Горный орел», так как по наивности нарисовал Сталина то ли с горном, то ли в виде орла. Пошел учиться в МАИ, куда в то время, так получалось, шли все будущие известные деятели искусства и культуры, а в качестве дипломной работы придумал дизайн новой посуды для обедов во время полетов на самолетах Аэрофлота, возможно кто-то из вас пользовался этой посудой. Все своё время обучения в МАИ Валентин Розанцев усиленно рисовал вместе с сокурсником, тоже в будущем известным карикатуристом, Владимиром Хозиным. А сразу же после МАИ поступил в Строгановское училище, чтобы закрепить навыки рисования, приобретенные рисовальной практикой в МАИ.

Валентин Розанцев работал художником в редакциях газет «Московский Комсомолец», «Труд», «Социалистическая Индустрия», «Известия», главным художником журналов «Советский Союз» и «Миша». Активно продвигал в 70-у годы XX века с другими художниками группы «чудаки» при "Литературной газете (Бахчинян, Песков, Иванов, Макаров, Куриц, Тюнин, Златковский, Смирнов и другие) новую, «умную» карикатуру в пику так называемой «советской сатирической», делавшейся по указке сверху. Новые формы, несмотря на восторженный прием публикой, встречали яростное сопротивление заслуженных художников старой формации, крокодильцев. Вот как об этом писал сам Валентин:

«Крокодилу» — 70 лет. И по этому поводу было торжество. И его показывали по ТВ. И чтобы было поинтересней, врезали в ТВ-показ кусочки интервью с разными важными «крокодилами». Был среди них и Борис Ефимов, самый старый и заслуженный из отряда пресмыкающихся, и он немножко поплакал «по-крокодильски», как и положено). Дескать время было такое, что все мы должны были делать заказную карикатуру. Приходилось! Приходилось? И вы конечно, сопротивлялись? Вас и нас заставляли, бедненьких? И Академиком Вас насильно сделали? Скажите, а кто заставлял Вас устраивать судилище над Виталием Песковым, над «чудаками» из ЛГ? Кто предавал анафеме Сергея Тюнина и других художников за участие в зарубежных конкурсах карикатуристов? Кто заставлял лично Вас с главным художником «Крокодила» Андреем Крыловым приходить в «Известия» для того, чтобы запретить печататься там Валентину Розанцеву? Кто заставлял Вас вынимать из производства в издательстве «Советский художник» уже практически готовые книжки карикатур неугодных лично Вам авторов? Одним словом, если уж вам очень захочется публично поплакаться еще, поплачьтесь. Но будет честнее, если при этом, ВЫ откровенно скажете, что плачете потому, что уже больше не можете скушать или, как у вас «крокодилов» говорят, сожрать всякую там «мелочь антисоветскую».

Реплика к юбилею «Крокодила» из газеты «Утюг» № 9 1992 г.

С приходом перестройки в 1986—1987 году Валентин Розанцев совместно с А. Безиком придумал и организовал первый концептуальный театр карикатур «TEART» (Театр на бумаге). Театр «ТЕАРТ» проводил публичные выставки в сюжетных выгородках на фигурах, организовывал международные акции, конкурсы, фестивали и при этом активно издавал каталоги карикатур.

Позже, в 1988 году Валентин также придумал и создал уникальный Центр Юмора, в 1989 году получивший статус представительства Европейской ассоциации карикатуристов (FECO) в СССР — SoFECO. Валентин Розанцев и стал его бессменным Президентом на долгое время. При Центре юмора SoFECO почти ежемесячно проводились международные конкурсы-выставки карикатур, а в качестве каталогов служил регулярный выпуск придуманной Валентином же юмористической газеты «Утюг» (1989—1993). Вся прибыль от газеты шла на организацию конкурсов, создавая в смутное время возможность поддержки талантливой молодежи. Юридически Центр Юмора существовал на основании странного статуса «местное добровольное общество без вышестоящего звена», которое выискал в советском законодательстве соратник Валентина Александр Безик — по забытому чиновниками Положению 1933 года, которое, впрочем, реально действовало вплоть до распада СССР. На тех же основаниях в то время существовали два известных новых объединения Фонд социальных изобретений при КП Геннадия Алференко и Объединение «Круг» из Ярославля Сергея Зеленкова.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ