Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Ренар, Морис

Ренар, Морис

Литература

28 февраля 1875 - 18 ноября 1939

французский писатель, представитель массовой литературы


Морис Ренар (фр. Maurice Renard) (28 февраля 1875 г., Шалон-ан-Шампань, Франция — 18 ноября 1939 г., Рошфор-сюр-Мер, Франция) — французский писатель, представитель массовой литературы. Один из ведущих национальных писателей-фантастов первых десятилетий XX века, признанный мастер приключенческого и криминального романа, один из самобытных предшественников современной научной фантастики, известный также «оккультными» и псевдо-готическими романами.

Биография и творческий путь

Морис Ренар родился в респектабельной буржуазной семье, был младшим из трех детей, и пользовался особенной любовью родителей. Его отец и дед, Пьер Эдуар Ренар, были судьями, бабушка владела магазином чулочно-носочных изделий. Его детство прошло в Реймсе, где его отец служил председателем суда. На лето Ренар ездил к дедушке, избранным мэром Эперне, в замок Сен-Реми (разрушен во время войны в 1918 году), где семья занимала в обширном парке небольшой павильон Сен-Венсан. Любимыми книгами были произведения Чарльза Диккенса и Эдгара По. Учился в колледже Bons-Enfants. В 1894 году он получил степень бакалавра в области литературы и философии. После прошёл трехлетнюю военную службу в Реймсе, закончив её в звании сержанта. Тогда же он обнаружил для себя творчество Герберта Уэллса. В 1899 году он переехал учиться юриспруденции в Париж, но вскоре забросил учебу и полностью посвятил себя литературе. В студенческие годы Ренар проявлял большой интерес к поэзии, сочинял стихи. В 1903 году он женился на Стефани Ла Батие. У пары было четверо сыновей: Рено (род. в 1904 году), Реми (1905—1977), Сирилл (род. в 1915 году), Даниэль (1918—1919).

В 1905 году опубликовал первый сборник своих новелл «Привидения и марионетки» под псевдонимом Венсан Сен-Венсан. Первый роман писателя, «Доктор Лерн, полубог» (в русском переводе выходил под названием «Новый зверь»), которому автор предпослал посвящение Герберту Уэллсу, не получил особого успеха у публики, но вызвал большой интерес у критиков. Художественный стиль Ренара отличает сложное переплетение событий и сюжетных линий, устремленных к короткому и чрезвычайно яркому финальному эффекту. В романе, снискавшем восторженную оценку Гийома Аполлинера, развивается тема метемпсихоза, необычно раскрывается ставший массовым в XX веке образ «сумасшедшего учёного». Последующие романы и новеллы Ренара снискали ему репутацию мастера фантастического повествования, связанного с традициями Анри де Ренье и Жана Лоррена.

В 1910 году Ренар окончательно перебрался в Париж, где принимал гостей и поддерживал переписку с известными представителями литературного мира: Пьером Бенуа, Пьером Мак-Орланом, Клодом Фаррером, Колетт, Анри де Монтерланом. В 1914—1918 годах участвовал в войне в качестве кавалерийского офицера. С 1919 зарабатывал себе на жизнь литературным трудом. В 1921 году вышел в свет роман «Сконструированный человек», повествующей о вернувшемся из плена молодом человеке, подвергшимся чудовищным экспериментам загадочного доктора Прозопа по восстановлению зрения. C 1924 года регулярно проводил лето на острове Олерон; именно здесь разворачивается действие его отчасти автобиографического романа «Девушка с яхты» (1930), имевшего большой коммерческий успех. В романе—притче «Человек среди микробов» (1928) хорошо известный еще по «Путешествиям Гулливера» Свифта классический мотив соединяется с элементами антиутопии; Ренар отчасти предвосхищает здесь «О дивный новый мир» Хаксли, отчасти популярный сюжет кинофантастики ХХ века, связанный с темой «невероятно уменьшающегося человека».

После тяжелого развода с супругой в 1930 году Ренар, несмотря на успех «Девушки с яхты», почти не писал фантастических произведений, изредка публикуя единичные рассказы и многосерийные очерки, во многом был вынужден заниматься литературной поденщиной. Книга «Повелитель света» (1933) представляет собой уникальный в творчестве Ренара опыт создания исторического романа, вбирающего в себя детективные и фантастические элементы; Ренар предвосхитил оригинальную концепцию Боба Шоу о «замедляющем стекле», через которое можно увидеть прошлое, чей рассказ «Свет былого» (1966) пользуется большой популярностью в англоязычной литературе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ