Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Редсток, Гренвилл

Редсток, Гренвилл

Религия

10 апреля 1833 - 08 декабря 1913

английский религиозный деятель, христианский миссионер, зачинатель евангельского движения в России, пэр Ирландии


Гренвил Огастес Уильям Уолдигрейв, 3-й барон Редсток (10 апреля 1833, Лондон — 8 декабря 1913, Париж) — английский религиозный деятель, христианский миссионер, зачинатель евангельского движения в России, пэр Ирландии.

Биография

Родился в семье вице-адмирала британского флота Гренвила Уолдигрейва 2-го барона Редстока и дочери банковского служащего Эстер Каролины Пюже. После окончания Оксфордского университета поступил на военную службу и принял участие в Крымской войне, где, по собственному признанию, коренным образом пересмотрел своё отношение к христианской религии, а после возвращения в Лондон сблизился с последователями Джона Нельсона Дарби.

В 1856 году унаследовал титул барона Редстока. Через 10 лет оставил военную службу в звании полковника и профессионально занялся миссионерской деятельностью, в рамках которой посетил многие страны Европы и Индию.

Весной 1874 года прибыл в Санкт-Петербург, где познакомился с многочисленными представителями российской аристократии, с которыми вёл беседы на духовные темы, а также произносил проповеди в частных домах для широкого круга слушателей.

В число последователей барона Редстока вошли княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина, граф А. П. Бобринский, граф М. М. Корф, полковник В. А. Пашков, вдова генерал-адъютанта Е. И. Черткова, Ю. Д. Засецкая и др.

Организованные Редстоком молитвенные собрания продолжались и в период его выездов из России, к ним присоединялись как дворяне, так и горожане неаристократического происхождения.

Отрицательная реакция на развитие указанного движения, получившего наименование «редстокистов», со стороны официальных церковных кругов в 1878 году привела к установлению для Г. Редстока запрета на посещение России.

Продолжив миссионерскую деятельность в Европе, в последующие годы Г. Редсток работал в Швеции и Дании, где также активно проповедовал среди представителей высшего общества.

С 1889 года Редсток поселился в Мэйфилде (пригород Саутгемптона), где продолжал собирать людей для проповеди и молитвы, а также занимался благотворительной деятельностью, оказывая поддержку приютам и миссионерским обществам как в Великобритании, так и за рубежом.

Жена проповедника Сюзан Шарлотта Келкрафт скончалась 8 декабря 1892 года. Сам Редсток умер в Париже 8 декабря 1913 года, находясь в миссионерской поездке по Франции.

Г. Редсток в русской литературе

Н. С. Лесков в 1877 году посвятил деятельности Г. Редстока очерк «Великосветский раскол», где описывает его следующим образом:

Он рыжеват, с довольно приятными, кроткими, голубыми глазами… Взгляд Редстока чист, ясен, спокоен. Лицо его по преимуществу задумчиво, но иногда он бывает очень весел и шутлив и тогда смеется и даже хохочет звонким и беспечным детским хохотом. Манеры его лишены всякой изысканности… Привет у него при встрече с знакомым заученный и всегда один и тот же — это: «Как вы себя душевно чувствуете?» — Затем второй вопрос: «Что нового для славы имени Господня?» Потом он тотчас же вынимает из кармана Библию и, раскрыв то или другое место, начинает читать и объяснять читаемое. Перед уходом из дома, прежде чем проститься с хозяевами, он становится при всех на колени и громко произносит молитву своего сочинения, часто тут же импровизированную: потом он приглашает кого-нибудь из присутствовавших прочесть другую молитву и, слушая её, молится… Молитва всегда обращается к Богу-Отцу, к Троице или к Иисусу Христу, и никогда ни к кому другому, так как призывание Св. Девы, апостолов и святых лорд Редсток не признает нужным и позволительным… В молитвах, кроме прошений, слышится иногда восторженный лепет хвалы… Это лепет страстного экстаза души влюбленной; но тем это и понятнее.

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» в 1876 году отзывался о Г. Редстоке:

Мне случилось его тогда слышать в одной «зале», на проповеди, и, помню, я не нашел в нем ничего особенного: он говорил ни особенно умно, ни особенно скучно. А между тем он делает чудеса над сердцами людей; к нему льнут; многие поражены: ищут бедных, чтоб поскорей облагодетельствовать их, и почти хотят раздать своё имение. Впрочем, это может быть только у нас в России; за границей же он кажется не так заметен. Впрочем, трудно сказать, чтоб вся сила его обаяния заключалась лишь в том, что он лорд и человек независимый и что проповедует он, так сказать, веру «чистую», барскую. Правда, все эти проповедники-сектанты всегда уничтожают, если б даже и не хотели того, данный церковью образ веры и дают свой собственный.

По мнению отдельных исследователей, прообразом великосветского кружка графини Лидии Ивановны в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» является кружок, организованный Г. Редстоком в Санкт-Петербурге. Сам Редсток выведен в романе в образе сэра Джона.

Результаты деятельности в России

Молитвенные собрания, организованные Г. Редстоком, сохранились после закрытия ему въезда в Россию и дали начало формированию объединения евангельских христиан. В связи с этим евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской-пятидесятники и представители близких к ним христианских направлений рассматривают барона Редстока в качестве одного из родоначальников евангельского движения в России, а его деятельность в Санкт-Петербурге оценивается ими как «Великое пробуждение».

Критика

Деятельность Редстока в России вызвала критику со стороны Феофана Затворника, который упрекал его за отсутствие церковности, главным образом за отрицание таинства миропомазания, и назвал его «английским апостолом из секты духоносцев».

Произведения

Письменные работы Г. Редстока представляют собой конспекты проповедей и регулярно переиздаются в России и других странах в качестве духовно-нравственного чтения.

  • Примирение или Бог умоляющий
  • Божье спасение
  • Сила для жизни и служения
  • Брачный пир
  • Вера — это не чувство
  • Божии предостережения
  • Голос всемогущего Бога
  • Бодрствование и труд

Литература

  • Лорд Г. Редсток и генеральша Е. И. Черткова. Истоки евангельского пробуждения в аристократическом Петербурге. «Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология». Том II, Санкт-Петербург, 2004 г.
  • С. Н. Савинский. Возникновение баптизма в России «История русско-украинского баптизма», изд. «Богомыслие», Одесской Богословской семинарии, 1995 г.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ