Орвилл Райт | |
Orville Wright | |
Род деятельности: | лётчик, изобретатель, авиаконструктор |
---|---|
Дата рождения: | 19 августа 1871(1871-08-19) |
Место рождения: | Дейтон, Огайо, США |
Дата смерти: | 30 января 1948(1948-01-30) (76 лет) |
Место смерти: | Дейтон, Огайо, США |
Отец: | Милтон Райт |
Мать: | Сьюзен Кэтрин Коернер |
Награды и премии: | Медаль Эллиота Крессона (1914) Медаль Альберта (Королевское общество искусств) (1917) Медаль Джона Фрица (1920) Вашингтонская премия (1927) Медаль Франклина (1933) |
Орвилл Райт на Викискладе |
Братья Уилбур и Орвилл Райт (англ. Wilbur Wright (1867—1912) и англ. Orville Wright (1871—1948)) — два американца, за которыми в большинстве стран мира признаётся приоритет изобретения и постройки первого в мире самолёта (спор о первенстве с Альберто Сантос-Дюмоном), способного к полёту, а также совершение первого управляемого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем 17 декабря 1903 года. Два года спустя братья смогли развить проект в первый практически эксплуатируемый самолёт. Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто мог управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения в мире.
Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими трёх осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов. С начала своих исследований теории полёта братья Райт сосредоточились на изучении вопросов управления летящим аппаратом, вместо того, чтобы находить возможность устанавливать более мощные двигатели, как это делали другие экспериментаторы. Их эксперименты с аэродинамической трубой дали больше данных, чем все другие эксперименты пионеров авиации, дав им возможность проектировать и строить более эффективные крылья и пропеллеры. Полученный ими патент США номер 821393 выдан на изобретение системы аэродинамического управления, осуществляемого с помощью поверхностей самолёта.
Необходимые технические знания братья Райт приобрели, работая многие годы в своём магазине, где продавали печатные прессы, велосипеды, двигатели и другие механизмы.
Приоритет братьев Райт как изобретателей самолёта оспаривается различными людьми и организациями.
В их честь названа гора Райт на Плутоне.
Детство
Братья Райт были двумя из семи детей, родившихся у Милтона Райта (1828—1917) и Сьюзен Кэтрин Коернер (1831—1889). Уилбур Райт родился недалеко от Миллвилла, Индиана в 1867; Орвилл в Дейтоне, Огайо в 1871. Братья никогда не женились. Других родных братьев и сестёр Райт звали Рейхлин (1861—1920), Лорин (1862—1939), Катрина (1874—1929), и близнецы Отис и Ида (1870, умерли в младенчестве). В начальной школе Орвилл совершил проступок, за который был из неё исключён. В 1878 их отец, который был епископом евангелической церкви (en:Church of the United Brethren in Christ) и много путешествовал, купил игрушку-«вертолёт» своим младшим детям. Устройство игрушки было основано на изобретении француза, пионера авиации Альфонса Пено. Сделанный из бумаги, бамбука и пробки с круглой резинкой, которая вращала мотор, он был всего около фута (30 см) длиной. Уилбур и Орвилл играли с ним, пока он не сломался, а затем построили свой собственный. В поздние годы они говорили, что их игры с этой игрушкой зажгли искру интереса к полётам.
Начало карьеры и ранние опыты
Оба брата посещали среднюю школу, но не получили аттестаты об окончании. Неожиданный переезд семьи в 1884 из Ричмонда (где семья жила в 1870-е) в Дейтон помешал Уилбуру получить аттестат по окончании четырёх классов средней школы.