Димитрий (Дмитрий) Васильевич Разумовский (1818, Тульская губерния — 1889, Москва), протоиерей — исследователь древнерусской и византийской церковной музыки, палеограф, педагог. Основатель русской музыкальной медиевистики.
Действительный член Общества любителей древнерусского искусства (с 1864), Московского археографического общества (с 1865). Член-корреспондент Императорского общества любителей древней письменности (1883).
Биография
Происходил из семьи священников, служивших в Тульской губернии. В 1843 году окончил Киевскую духовную академию. В 1843—1850 годах преподавал физику, математику и древнееврейский язык в Вифанской духовной семинарии (Сергиев Посад). В 1850 году переехал в Москву, где был рукоположен в сан священника. В 1852—1854 годах священник Николаевской церкви у Боровицких ворот Кремля. С 1854 года до конца своих дней служил в церкви св. Георгия на Всполье (не сохранилась).
С 1858 года Разумовский — член Комиссии для рассмотрения и исправления нотных церковных сочинений. В 1862 году познакомился с князем В. Ф. Одоевским, с которым был дружен до самой кончины последнего (исповедовал и причастил его в последний раз). В 1866 году по инициативе В. Ф. Одоевского в Московской консерватории была открыта кафедра истории и теории церковного пения, которую Разумовский возглавлял (с 1871 — профессор консерватории) до 1889 года.
Круг творческого и научного общения Разумовского был чрезвычайно широк. В него входили многие известные музыканты, учёные, писатели, деятели искусства — Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский (обращался к Разумовскому за советами, в частности, по поводу своей Всенощной), В. В. Стасов (несколько лет активно переписывался с ним), С. И. Танеев, Н. Д. Кашкин, Ю. К. Арнольд (которому Разумовский помогал добывать редкие источники по старинной теории музыки), С. В. Смоленский (активно способствовал изданию последним «Азбуки» Мезенца).
Умер в Москве 2 января 1889 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Научная деятельность
Разумовский положил начало систематическому и профессиональному изучению русского церковного пения. Автор нескольких монографий, из которых наибольшую известность приобрела трёхтомная «Церковное пение в России» (1867—1869). Как наиболее авторитетный специалист, руководил сверкой текстов по старым рукописям при переиздании синодальных певческих книг «квадратной нотой», которые направлял ему Святейший Синод. Написал предисловие к изданию «Круг церковного пения на безлинейных нотах знаменного распева» (1884), а также предоставил для него собственные «крюковые» пунсоны и матрицы («Круг» — первое русское печатное издание, нотированное крюками).
Часть наследия Разумовского не опубликована. Собрание рукописных церковно-певческих книг хранится в РГБ (ф.379), его рукописи также хранятся в ГЦММК имени М. И. Глинки и в Московской государственной консерватории.
Рецепция
Имя Разумовского присвоено Научно-исследовательскому центру церковной музыки Московской государственной консерватории.
Труды (выборка)
- О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. М., 1863.
- Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. Вып. 1-3. М., 1867-69.
- Церковное русское пение. М., 1869.
- Патриаршие певчие диаки и поддиаки. М., 1868; 2-е изд. СПб., 1895.
- Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского. М., 1869.
- Церковное русское пение. Народное мирское пение и собственно музыка. Историческая заметка о мирском пении русского народа. М., 1869.
- Государевы певчие дьяки. М., 1881; 2-е изд. СПб., 1895.
- Богослужебное пение православной греко-российской церкви: теория и практика церковного пения. М., 1886.
- Обозрение растений, упоминаемых в Священном Писании. Изд.2. М.: URSS, 2012.— 184 с.
Литература
- Гимнология. Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып.1. М., 2000.
- Мерцалова О. Л. Д. В. Разумовский. Дипломная работа. М.: МГК, 2007 (рукопись).