Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Пэнэжко, Григорий Иванович: биография

Стремясь добиться максимального успеха на правом берегу Днепра, Ставка Верховного Главнокомандования, несмотря на усталость войск 2-го Украинского фронта и потери его частей, понесённые в предыдущих операциях, приняла решение о проведении Кировоградской наступательной операции. 5 января 1944 года 5-я танковая армия, в корпусах которой насчитывалось не более 30 танков, перешла в наступление на кировоградском направлении. Прорвав оборону противника на реке Аджамка, 31-я танковая бригада в составе 29-го танкового корпуса обошла Кировоград с юга и вышла на юго-западную окраину города. 8 января 1944 года капитан Г. И. Пэнэжко первым в бригаде ворвался в город и, заняв выгодную позицию, отрезал пути отхода кировоградской группировке противника. В результате смелого манёвра капитана Пэнэжко, бригадой было уничтожено и захвачено в качестве трофеев до 400 автомашин с военными грузами, до 440 лошадей с повозками, 35 тягачей, 18 танков, 1 самолёт, истреблено до 700 солдат и офицеров вермахта.

После освобождения Кировограда части 5-й гвардейской танковой армии, несмотря на значительные потери и непрекращающиеся контратаки противника, продолжили движение на запад. Вечером 10 января 1944 года 31-я танковая бригада освободила село Карловка. Однако противник стянул в этот район крупные силы и перешёл в контратаку, в результате чего бригада попала в полуокружение. Стремясь уничтожить советские войска в Карловке, немцы бросили в бой 5 тяжёлых танков «Тигр», более 20 бронетранспортёров с автоматчиками и 4 артиллерийских орудия. Гвардии капитан Пэнэжко, заняв выгодную позицию, подпустил Тигры на 150—200 метров и точными выстрелами подбил два вражеских танка. Ответным выстрелом противник попал в башню Т-34 капитана Пэнэжко. Григорий Иванович тяжело ранен. Один осколок немецкого снаряда пробил ему левую половину груди, разорвал диафрагму и лёгкое, задел сердце. Вторым осколком был раздроблен голеностопный сустав. Когда Т-34 капитана Пэнэжко замолчал, немцы сочли экипаж танка уничтоженным и продолжили атаку, но тяжело раненого командира заменил механик-водитель Г. Н. Зубов. Когда Тигры приблизились на расстояние 30-50 метров, он открыл огонь по противнику и уничтожил оставшиеся три вражеские машины. Потеряв все танки, немцы отступили на исходные позиции. Героические действия экипажа Г. И. Пэнэжко позволили бригаде выйти из окружения. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года капитану Пэнэжко Григорию Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После ранения в бою за Карловку Григорий Иванович был эвакуирован в тыловой госпиталь в город Тбилиси. Врачи сделали ему несколько сложных операций и сумели поставить на ноги. Однако, предчувствуя, что на медкомиссии его спишут подчистую, Григорий Иванович летом 1944 года сбежал из госпиталя и вернулся в свою часть, сражавшуюся в Прибалтике на 3-м Белорусском фронте. В августе он принимал участие в Каунасской операции, в ходе которой первым ворвался в город Расейняй и, ведя уличный бой, не дал возможности немецкому гарнизону организовать оборону. Осенью 1944 года, сражаясь на 1-м Прибалтийском фронте, во время Мемельской операции Григорий Иванович первым в бригаде вышел на побережье Балтийского моря. С 20 октября 1944 года по 8 января 1945 года 5-я гвардейская танковая армия находилась в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. Зимой — весной 1945 года майор Г. И. Пэнэжко сражался на 2-м и 3-м Белорусских фронтах в ходе Восточно-Прусской операции. Весной 1945 года его вызвали в Москву и отправили доучиваться в Военную академию бронетанковых войск. После окончания академии в 1948 году Г. И. Пэнэжко до 1956 года служил в строевых частях бронетанковых войск Советской Армии. На фронте Григорий Иванович вёл дневник, записи из которого легли в основу его книги «Записки советского офицера», изданную в двух томах в 1947 и 1949 годах. С 1956 года полковник Г. И. Пэнэжко служил в штабе Северной группы войск, который был расквартирован в польском городе Легница. В связи с крупномасштабными сокращениями в Советской Армии в 1961 году Григорий Иванович был уволен в запас. Жил в Москве, работал в Московском автомеханическом техникуме. Написал учебник по безопасности дорожного движения для автотранспортных техникумов, который был издан в 1976 году. После выхода на пенсию Г. И. Пэнэжко жил в посёлке городского типа Загорянский Щёлковского района Московской области, занимался военно-патриотической работой, активно участвовал в ветеранском движении. Григорий Иванович трагически погиб 26 марта 1992 года, попав под поезд. Похоронен в посёлке Загорянский.

Интересные факты

В начале войны Григорий Иванвич дал обет не бриться до полной победы над Германией. В результате к концу войны у него отросла огромная чёрная борода. К ней Григорий Иванович уже привык и сбривать не торопился. 24 июня 1945 года он с группой своих боевых товарищей присутствовал на Параде Победы, во время которого ему не преминули напомнить о некогда данном обещании. По окончании торжественного мероприятия, посетив парикмахерскую гостиницы «Москва», Григорий Иванович сбрил бороду, которую его однополчане тут же растащили на сувениры.

Награды и звания

  • Медаль «Золотая Звезда» (13.09.1944);
  • орден Ленина (13.09.1944);
  • орден Красного Знамени;
  • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
  • орден Отечественной войны 2-й степени (14.12.1943);
  • два ордена Красной Звезды (23.09.1943; ??);
  • медали, в том числе:
    • медаль «За оборону Одессы»;
    • медаль «За оборону Севастополя»;
  • почётный гражданин города Дубно (1985).

Память

  • Г. И. Пэнэжко изображён на холсте музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».

Библиография

  • Пенежко Г. И. Записки советского офицера. В 2-х книгах. Книга 1. Десять дней. — М: Воениздат, 1947. — 200 с.
  • Пенежко Г. И. Записки советского офицера. В 2-х книгах. Книга 2. На Одесском плацдарме. — М: Воениздат, 1949. — 352 с.
  • Пенежко Г.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте. Учебник для автотранспортных техникумов. — М: Транспорт, 1976. — 216 с.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ