Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Пьетро ди Джованни д'Амброджо: биография

В том же 1444 году для монашеского братства в Борго Сан Сеполькро Пьетро ди Джованни расписал замечательную хоругвь, на одной стороне которой изобразил «Распятие», на другой «Святую Екатерину Александрийскую во славе» (ныне – Музей Жакмар-Андрэ, Париж,). Такая иконография святой достаточно необычна. Екатерина обряжена в роскошный далматик с золотым орнаментом и восседает на обломках своего орудия пыток; её светлые волосы украшены цветами, ангелы коронуют её. Физиогномические особенности Екатерины свидетельствуют о влиянии женского типажа, характерного для картин Сассетты, который Пьетро ди Джованни усвоил и переработал на свой манер. Кроме того исследователи отмечают, что квази-геометрические формы тела святой и светлые прозрачные краски говорят о влиянии работ Пьеро делла Франческа.

Интерес представляет небольшая деревянная панель с изображением «Въезда Христа в Иерусалим» (26х54см, 1435-40гг, Парма, Галерея Джузеппе Стуарда). Предполагают, что ранее вместе с «Св. Моника провожает св. Августина в Рим" (26х32см; Художественная галерея, Берлин) и "Рождеством св. Николая" (Базель, Кунстмузеум) она составляла пределлу алтаря, посвящённого этим святым. На фоне деревьев и простирающегося пейзажа художник изобразил группу апостолов с неожиданными, подчас довольно эксцентричными лицами. Художественные эксперты видят в этом произведении свидетельство того, что Пьетро изучал работы Мазаччо. Существует несколько вариантов реконструкции алтаря, которому принадлежала эта пределла. По одной версии это был триптих (Поуп-Хенесси, 1939), по другой версии пентаптих, т.е., полиптих из пяти частей (Кит Кристиансен, 1990; Ада Лабриола, 2008). Центральной панелью полиптиха служила «Мадонна с младенцем» из Бруклинского музея, слева от неё располагался св. Августин из музея Линденау, Альтенбург, а справа, вероятно, утраченная св. Моника. Предполагают, что полиптих был создан для алтаря в капелле св. Николая сиенской церкви Сан Агостино (т.е., Святого Августина).

  • Мадонна с младенцем. Бруклинский музей

  • Св. Августин. Музей Линденау, Альтенбург

  • Св. Моника провожает св. Августина в Рим (Чудо с пшеницей), Берлин, Гос. музеи

  • Въезд Христа в Иерусалим. 1435-40гг. Галерея Стуарда, Парма.

  • Рождество св. Николая. Базель, Кунстмузеум.

В 1446 году Пьетро ди Джованни написал фреску «Распятие» в сиенской городской ратуше (Палаццо Пубблико), а двумя годами позднее завершил работу над картиной «Св. Бернардин» в Лучиньяно (1448г. Городской музей, Лучиньяно). Возможно также, что в эти годы он принимал участие в росписях клуатра монастыря августинцев в Леччето. Кроме этого совместно с Веккьеттой художник работал над росписью створок реликвария (так наз. арликвьера) в Сиенском соборе (ныне в Пинакотеке, Сиена).

К поздним работам мастера принадлежит алтарь «Вознесение Марии со святыми Стефаном и Сигизмундом» (1440-49гг, Сиена, Пинакотека). Алтарь ранее находился в капелле Ла Бефа приходской церкви селения Мурло в сиенском контадо и приписывался кисти анонимного автора, обозначенного как «Мастер Монтепертузо». Однако большинство экспертов склоняется к тому, что, судя по живым, ярким краскам и характерности персонажей, это произведение Пьетро ди Джованни. Написанное в 1440-х годах оно продолжает изобретённую ещё в XIV веке модель трёхчастных алтарей с главной сценой в центре и двумя святыми по сторонам. По мнению специалистов, прототипом изображённого на центральной панели «Вознесения Марии» могла быть фреска на ту же тему, написанная Симоне Мартини более века назад на фасаде Порта Камолья - городских ворот Сиены. Ещё одной репликой на эту фреску считают «Вознесение Марии» написанное Пьетро ди Джованни около 1440года (85,8х50,2 см; Христианский музей, Эстергом).

Кроме перечисленного Пьетро ди Джованни д’Амброджо приписывают: небольшой триптих «Мадонна с младенцем и святыми» (1444-49, Кастелло ди Галлико (Сиена), коллекция Салини), "Пьета с символами страстей Христовых" (30х23,3 см, Музей Сан Марко, Венеция), две детали от алтаря с изображениями "Св. Урсулы" и "Св. Агаты" (26х28см и 27х28см; Музей Хорн, Флоренция), таволетта для сиенского казначейства «Бичевание Христа» (45х30,5 см; 1441г, Музей Вальрафа Рихартца, Кёльн); «Богоматерь Мария» (47х30см; Христианский музей, Эстергом); панель пределлы «Поклонение волхвов» из музея Линденау, Альтенбург; 4 панели пределлы, посвящённые житию св. Варфоломея (23х40см): 2 из Лувра, Париж «Проповедь св. Варфоломея» и «Усекновение главы св. Варфоломея», и 2 из Пинакотеки Ватикана «Св. Варфоломей перед царём Астиагом» и «Мученичество св. Варфоломея» - все датируются ок. 1435г; «Мадонна с младенцем и ангелами» (57х43см; ок. 1430г, Лувр, Париж); "Мадонна Смирение" Фонд Маньяни Рокка, Мамьяно ди Травестола (Парма), и ещё как минимум два портрета "Св. Бернардина" из частных коллекций.

Пьетро ди Джованни д’Амброджо известен также как художник-миниатюрист, иллюстрировавший светские и религиозные книги. В частности, ему приписывают миниатюры из Tractatus de Principatu ( «Трактат о руководстве», 1446-47гг., Милан, Библиотека Тривузиана) и «Антифонарь» (1425-50; Филадельфия, Библиотека).

  • Св. Варфоломей перед царём Астиагом. ок. 1435г, Ватикан, Пинакотека

  • Мученичество св. Варфоломея. ок. 1435г., Ватикан, Пинакотека

  • Мадонна Смирение, 1435-40, Мамиано ди Траверсетоло (Парма), Фонд Маньяни Рокка.

  • Мадонна с младенцем и святыми, 1444-49гг., Кастелло ди Галлико (Сиена), коллекция Салини.

  • Миниатюра из "Трактата о руководстве". 1446-7. Библиотека Тривузиана, Милан.

  • Миниатюра из "Антифонаря". 1425-50. Филадельфия, Библиотека.

Библиография.

  • C. Volpe. Il Gotico a Siena. Florence, 1982. pp. 405–410
  • G. Chelazzi Dini. Five Centuries of Sienese Painting. London, 1998. pp. 235–239.
  • Da Jacopo della Quercia a Donatello. Le arti a Siena nel primo Rinascimento, a cura di Max Seidel. Exh. cat. Federico Motta Editore, 2010, pp. 240–249, 621

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ