Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пчёлкин, Александр Иванович

Пчёлкин, Александр Иванович

Герои

08 ноября 1917 - 02 марта 1976

советский военный лётчик


Александр Иванович Пчёлкин (1917—1976) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1945). Гвардии капитан. Почётный гражданин города Зарайска (1975). Почётный гражданин Озёрского района (1995).

Биография

Александр Иванович Пчёлкин родился 8 ноября 1917 года в деревне Трасна Зарайского уезда Рязанской губернии Российской Советской Республики в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу в своей деревне. Семилетнее образование завершал в школе соседней деревни Чернево. Окончив после школы курсы бухгалтеров, Александр Иванович начал трудовую деятельность бухгалтером в колхозе. Затем работал секретарём сельского совета. С 1937 года А. И. Пчёлкин жил в городе Озёры. Служил в городской пожарной охране начальником автохода, одновременно без отрыва от производства занимался в местном филиале Коломенского аэроклуба.

23 марта 1940 года по направлению Коломенского районного военкомата Московской области А. И. Пчёлкин поступил в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова, которую окончил в том же году. Военную службу Александр Иванович начал лётчиком авиации ПВО страны в Приволжском военном округе. С началом Великой Отечественной войны его направили в 101-ю истребительную авиационную дивизию, формирование которой шло в Воронеже. 16 октября 1941 года дивизия была включена в состав Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО. К боевой работе на Юго-Западном фронте Александр Иванович приступил 27 октября 1941 года. Воевал на истребителе И-16. Защищал город Воронеж от налётов вражеской авиации, прикрывал наземные войска в районе села Тербуны. Вскоре после включения в состав дивизии 581-го истребительного авиационного полка сержант А. И. Пчёлкин был переведён на должность пилота в его 2-ю эскадрилью. С 12 января 1942 года в составе эскадрильи Александр Иванович совершал боевые вылеты на прикрытие транспортных узлов Валуйки, Купянск, Касторное, Лиски, Левая Россошь. Неоднократно лётчик Пчёлкин смело врезался в строй вражеских бомбардировщиков и нарушал боевые порядки противника, тем самым срывая бомбометание. Весной 1942 года Александр Иванович прошёл переаттестацию и получил офицерское звание. К июлю 1942 года командир авиационного звена младший лейтенант А. И. Пчёлкин в составе своего полка, переименованного 1 мая 1942 года в 826-й истребительный авиационный полк ПВО, на истребителе И-16 произвёл 170 боевых вылетов, в групповом воздушном бою сбил немецкий бомбардировщик Ю-88.

Осенью 1942 года Александр Иванович прошёл переобучение на истребителе Ла-5 и был переведён в 5-й гвардейский истребительный авиационный полк 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии. Его определили во 2-ю эскадрилью полка, командиром которой был гвардии капитан И. П. Лавейкин. Ведущим А. И. Пчёлкина стал гвардии младший лейтенант В. И. Попков. Зимой 1942—1943 годов, сражаясь на Юго-Западном фронте, Александр Иванович принимал участие в операции «Малый Сатурн» и Острогожско-Россошанской операции, в составе своего подразделения освобождал города Кантемировка и Миллерово. В марте 1943 года полки дивизии отражали контрнаступление немецко-фашистских войск под Харьковом. Ожесточённые бои в небе Курской области за господство в воздухе начались задолго до начала немецкого наступления на Курской дуге. 4 июня 1943 года гвардии младший лейтенант А. И. Пчёлкин был ранен в воздушном бою и оказался в госпитале, но к началу Курской битвы он уже был в строю. Во время Курской стратегической оборонительной операции 5-й гвардейский истребительный авиационный полк осуществлял прикрытие наземных войск к юго-востоку от Белгорода. 6 июля 1943 года гвардии младший лейтенант А. И. Пчёлкин в районе села Безлюдовка своевременно заметил атаку немецкого истребителя на своего ведущего и меткой очередью сбил вражеский Ме-109Ф, одержав первую документально подтверждённую личную воздушную победу.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ