Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пустовая, Валерия Ефимовна

Пустовая, Валерия Ефимовна

Литература

День рождения 21 октября 1982

литературный критик


Валерия Ефимовна Пустовая (род. 21 октября 1982, Москва) — литературный критик.

Заведующая отделом критики журнала «Октябрь». Преподаватель МГУ, кандидат филологических наук. Член Союза журналистов Москвы.

Биография

Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, отделение литературно-художественной критики.

Начала публиковаться как журналист в 1998 году. С 2004 г. публикуется как литературный критик в толстых литературных журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Вопросы литературы», «Знамя» и др.

С 2005 года работает в журнале «Октябрь», первоначально редактором отдела прозы.

В феврале 2007 года была одной из участниц встречи молодых писателей с В. В. Путиным, в ходе которой заявила, что молодые люди «сейчас активно стремятся в литературу», и «порекомендовала президенту обратить внимание на печальную участь толстых журналов, а особенно на проблемы с их распространением».

Писала о прозе З. Прилепина, Д. Новикова, Р. Сенчина, Д. Гуцко, Н. Ключарёвой, А. Карасёва, А. Бабченко, С. Шаргунова, О. Славниковой, А. Иличевского, О. Павлова, В. Маканина, А. Кабакова, Е. Гришковца, П. Крусанова.

Критика В. Пустовой: особенности метода, жанровая специфика

Валерия Пустовая дебютировала идеалистическим эссе «Манифест новой жизни», в котором сопоставила идеи «Заката Европы» Освальда Шпенглера, романа «Кысь» Татьяны Толстой и повести «Ура!» молодого писателя Сергея Шаргунова. «Манифест» далеко выходил за рамки собственно литературной критики и был посвящён теме «возрождения России».

Дальнейшие публикации в литературных журналах закрепили за Пустовой репутацию критика, который придаёт большое значение этическому, социальному, философскому смыслу современной литературы.

В 2004 году публикует статью «Новое „я“ современной прозы: об очищении писательской личности» (2004) о проблеме общественного и духовного статуса современного писателя.

В 2005 г. выходит ещё один «манифест» Пустовой — «Пораженцы и преображенцы», — посвящённый концепции реальности в современной прозе и так называемому «новому реализму», как наиболее перспективному её направлению.

Валерия Пустовая почти одновременно (в майских номерах «Октября» и «Нового мира» за 2005 год) опубликовала две программные статьи, после чего превратилась в самого известного, самого цитируемого из молодых критиков, в признанного идеолога всё того же «нового реализма».

— Сергей Беляков

«Манифест» (позже Пустовая какое-то время развивала тему «нового реализма» и в других статьях) вызвал длительную полемику на страницах литературных изданий. Большинство высказываний были резко критическими.

Вторая, новомирская, «программная» статья Пустовой 2005 года — «Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель» — послужила отправной точкой для всех дальнейших литературоведческих исследований современной военной прозы.

Анализ современных «утопии» и «антиутопии» («Скифия в серебре», 2007) даёт критику повод оценить продуктивность тех или иных социально-политических концепций, разбор критических выступлений писателей («Китеж непотопляемый», 2006) приводит к осмыслению принципов критики, а сопоставление образов пророка в современной литературе («Пророки второй оси», 2007) становится основой для разговора об авторитарности и духовном авторитете.

Такой фундаментальный подход, а также тот факт, что основным её жанром была объёмная сопоставительная, обзорная статья, дали повод увидеть в Валерии Пустовой продолжателя специфических традиций русской критики XIX века.

Молодому критику труднее заявить о себе, «прогреметь», сделать так, чтоб заметили. Пустовую заметили сразу. Ну, почти сразу. Потому что она честно работала в жанре «XIX века». Подробно, «громко», с манифестами.

— Евгений Лесин

Одно можно сказать со всей очевидностью: у нас есть такой критик — Валерия Пустовая.

— Сергей Чупринин

Литературно-критическая группа «ПоПуГан»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ