Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пурин, Алексей Арнольдович

Пурин, Алексей Арнольдович

Литература

День рождения 02 июля 1955

российский[какой?] поэт и эссеист, переводчик, редактор


Алексей Арнольдович Пурин (род. 2 июля 1955 года, Ленинград) — российский[какой?] поэт и эссеист, переводчик, редактор.

Биография

Закончил Ленинградский технологический институт, инженер-химик. В 1982-84 гг. в качестве младшего офицера служил в армии на границе с Финляндией. С 1989 г. заведует отделом поэзии, а с 2002 г. также и отделом критики петербургского журнала «Звезда».

Творческий путь

Входил в поэтическое объединение, сложившееся в 70-е гг. вокруг Александра Кушнера, которое противопоставляло себя как официальной литературе, как и процветавшему тогда «самиздатскому» андеграунду. Эстетические принципы этой группы, ориентированной на «будничное слово» Иннокентия Анненского и мандельштамовскую «тоску по мировой культуре», отразились в первой книге Пурина «Лыжня» (колл. сб. «Дебют». Л.: Советский писатель, 1987), где, по словам рецензента, «образы действительности преломляются через призму культуры — накопленную память, духовную преемственность, расширяющую содержательную вместимость каждого образа» (Галина Гампер, «Нева», 1988, № 11). Стихи этого периода (1973—1988) собраны в книге «Архаика» (СПб.: Звезда, 1998), стилистика которой в представлении критики выглядит так: «Ландшафт изрезан, разворочен, вздыблен не находящими собственных мест вещами. Обломки некогда целостного архаического космоса на поверхности соседствуют с предметами Нового времени, а эти, последние — с приметами настоящего. Оторванные от оснований, лишённые корней вещи вступают между собой в странную симбиотическую связь…» (Сергей Трунев, «Волга», 1999, № 7). Книга «Архаика» удостоена литературной премии «Честь и свобода» Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-центра за 1999 г.

Фонетическая и смысловая плотность характерна и для следующих книг Пурина: «Евразия и другие стихотворения Алексея Пурина» (СПб.: Пушкинский фонд, 1995), «Созвездие Рыб» (СПб.-М.: Феникс-Atheneum, 1996), «Сентиментальное путешествие» (Райнер Мария Рильке. Сонеты к Орфею / Алексей Пурин. Сентиментальное путешествие. СПб.: Звезда, 2000), собранных в 2002 г. под одной обложкой в книге «Новые стихотворения» (СПб.: Звезда; книга удостоена Санкт-Петербургской литературной премии «Северная Пальмира» за 2002 г.) — и для последних по времени книг: «Неразгаданный рай» (СПб.: Звезда, 2004), «Почтовый голубь» (Париж — СПб.: Голубой айсберг, 2005) и «Долина царей» (СПб.: Звезда, 2010).

В 2005 г. вышла в свет первая часть «Сочинений Алексея Пурина» («Архаика. Евразия» (СПб.: Звезда)), в 2006-м — вторая («Новые стихотворения. Райнер Мария Рильке. Сонеты к Орфею» (там же)).

«Евразия»

Внимание критики привлёк большой цикл «Евразия» (1983—1985, 1991, 1998) — лирическое исследование армейской жизни, который начинается реминисценциями из стихотворения «Снигирь» Гавриила Державина, написанного на смерть Суворова. «Пуринский „Снигирь“ начинает прыгать там, где отпрыгал своё державинский» (Кирилл Кобрин, «Октябрь», 1996, № 7). «„Евразия“ зиждется на стилистическом (высокое и низкое), этнографическом (Север, Карелия — место службы и солдаты-среднеазиаты), энергетическом (внешний порядок, якобы дисциплина — и внутренний хаос, раздор, разврат) столкновении. Так об армии в русской поэзии ХХ в. никто не писал» (Татьяна Бек, «Новый мир», 1995, № 12). «Густая прозаическая плоть стихотворений напоминает скорее даже о случайном Маркесе с его латиноамериканским эротическим бытийным письмом, чем о возможных русских источниках» (Александр Шаталов, «Знамя», 1996, № 1).

«Созвездие Рыб»

Книга «Созвездие Рыб» — в основном о любви. «…Эрос, тяжело плещущийся в этих стихах, — трагический; отчаянье, звучащее в них, кажется неподдельным — это оно, безумствуя и задыхаясь, ставит рядом Пизанелло и Пазолини, Мцыри и Марсия… Ах как ярко горело бы „Созвездие Рыб“ на каком-нибудь средневековом костре вместе со своим автором, столько в нём кощунств. Но суть их — не в оскорблении читательской невинности, а в мучительном прозревании любви небесной — сквозь земную» (Татьяна Вольтская, «Невское время», 6 февраля 1998). Один из обозревателей назвал «Созвездие Рыб» книгой «неестественного либо сверхъестественного блеска» (Самуил Лурье, «Невское время», 25 октября 1996).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ