Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пстыго, Иван Иванович

Пстыго, Иван Иванович

Герои

10 апреля 1918 - 23 февраля 2009

советский лётчик штурмовой авиации, Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Красного Знамени, командующий ВВС Группы советских войск в Германии, командующий 16-й воздушной армией, начальник Центральной инспекции безопасности полётов авиации Вооружённых Сил СССР, маршал авиации


Иван Иванович Пстыго (10 апреля 1918, деревня Сухополь ныне Инзерского сельского совета Архангельского района Башкирии — 23 февраля 2009, Москва) — советский лётчик штурмовой авиации, Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Красного Знамени, командующий ВВС Группы советских войск в Германии, командующий 16-й воздушной армией, начальник Центральной инспекции безопасности полётов авиации Вооружённых Сил СССР, маршал авиации (29 апреля 1975).

Биография

Родился 10 апреля 1918 года в деревне Сухополь ныне Инзерского сельсовета Архангельского района Башкирии. Белорус.

Учился в школе крестьянской молодёжи, а после переезда в столицу Башкирии — город Уфу — в уфимской средней школе № 3.

Служба в Красной Армии до Великой Отечественной войны

В Красной Армии с 1936 года.

В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков и получил назначение в 211-й бомбардировочный авиационный полк Военно-воздушных сил Одесского военного округа.

Из проверок на областной комиссии мне больше всего запомнилось такое испытание. Состояло оно в том, что надо было бежать по тёмному коридору. Через 5-7 метров под тобой разверзался пол, и ты в темноте проваливался вниз, на спортивные маты. Тут же врач хватал тебя за руку и считал пульс. Затем пристально смотрел в глаза, определял твоё психическое состояние.

— из книги И. И. Пстыго «Труженики неба».

.

Великая Отечественная война

Начало Великой Отечественной войны лейтенант Пстыго встретил на полевом аэродроме у реки Днестр в должности командира звена. 22 июня 1941 года он в составе группы бомбардировщиков Су-2 211-го авиаполка выполнил свой первый боевой вылет. Всего на Су-2 он совершит 21 боевой вылет. В одном из них он стал свидетелем того, как соседний Су-2 был сбит Александром Покрышкиным, который принял новый тогда Су-2 за вражеский самолёт.

Было и такое: идем на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…

Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.

Пересказал снова.

«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…».

— из рассказа Пстыго Л. М. Кузьминой.

После падения Киева и Харькова, когда в 211-м бомбардировочном авиаполку осталось лишь 11 самолётов, лейтенанта Пстыго, в числе других лётчиков, направили переучиваться в город Балашов в авиационное училище, где им предстояло осваивать новый самолёт-штурмовик Ил-2.

В последующие годы лётчик-штурмовик Иван Пстыго воевал на Юго-Западном, Сталинградском, где был родоначальником уличных боёв штурмовиков, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в качестве командира эскадрильи, начальника воздушно-стрелковой службы штурмовой авиационной дивизии и авиационного корпуса, встретив День Победы в звании подполковника, командира 893-го штурмового Витебского Краснознамённого авиационного полка, добивавшего с воздуха деморализованные остатки немецких войск. Всего за годы войны Пстыго совершил 164 боевых вылета, сбив в воздушных боях лично 2 вражеских истребителя (один из них — в лобовой атаке).

После войны

После войны был направлен на Высшие офицерские курсы ВВС в Липецк. А после их успешного окончания служил на Дальнем Востоке. В 1950-х был командиром 53-го смешанного авиационного корпуса (Елизово, Камчатка).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ