Прянишников, Илларион Михайлович: биография
В 1871 году появилась картина «Художник Перов на охоте», которая ознаменовала начало новой тематики в творчестве Прянишникова: в картинах «Конец охоты», «На тяге», «Охота пуще неволи» ему удалось показать гармоничного сочетания человека и природы.
В 1874 году вместе с К. А. Трутовским, В. Е. Маковским, И. Н. Крамским, иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1875–1877 годах работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Живя преимущественно в Москве, он однако ездил на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат; на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.
Во второй половине 1880-х — первой половине 1890-х годов Прянишников исполнил несколько монументальных полотен, посвященных бытовому укладу и традициям русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Крестный ход», «Общий жертвенный котел в престольный праздник», «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии». В это же время в его творчестве возникали «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).
В 1891–1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П. И. Губонина. По возвращении в Москву вновь преподавал в училище, в 1893 году был избран действительным членом Академии художеств.
Скончался в Москве; похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.
Произведения
-
«Шутники. Гостинный двор в Москве». 1865.
-
«В 1812 году». 1874.
-
«Жестокие романсы». 1881.
-
«Спасов день на севере». 1887. Масло
-
«Крестный ход». 1893. Масло
-
«В ожидании шафера». 1891. Масло. Серпуховский историко-художественный музей
- «Мальчик-коробейник» (1860-е),
- «Чтение письма в мелочной лавке» (1860-е),
- «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, ГТГ)
- «Погорельцы» (1871),
- «В 1812 году» (1874, ГТГ)
- «Порожняки» (1871, Харьковский художественный музей, вариант 1872 г. — в ГТГ)
- «Жестокие романсы» (1881),
- «Охота пуще неволи» (1881),
- «Дети на рыбалке» (1882), Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова.
- «Возвращение с ярмарки» (1883),
- «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ),
- «В мастерской художника» (1890),
- «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов).
- «В ожидании шафера» (1891). Серпуховский историко-художественный музей
Картины, находившиеся в доме брата Сергея Михайловича в Лальске, и в 1918 году переданные в Великоустюжский музей:
- «Портрет брата»,
- «Портрет жены брата»,
- «Гостья»,
- «Вид фабрики Сумкина»,
- «Ярмарка в Лальске».
Другие картины «лальского» цикла:
- «В засаде» (1881 г.),
- «Ребятишки на изгороди» («Воробьи»),
- «Конец охоты» (1884 г.),
- «Крестный ход» (1893 г.),
- «Базар в Лальске»,
- «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»,
- «Церковный староста»,
- «Дьячок»,
- «У тихой пристани»,
- «В провинции».