Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пряжников, Николай Сергеевич

Пряжников, Николай Сергеевич

Педагоги

День рождения 22 декабря 1954

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им


Николай Сергеевич Пряжников (22 декабря 1954 года) — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор методов по профессиональному самоопределению, разработок в области активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности.

Биография

Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи. Мать Пряжникова Маргарита Павловна — экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич — инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич — управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.

Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.

Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.

Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.

После окончания факультета психологии МГУ в течение пяти лет работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра профессиональной ориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ.

Заведующий лабораторией профессиональной диагностики и профессионального консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.

С 1993 года и по настоящее время — профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор в МГППУ с момента его образования.

Стаж работы по специальности — 32 года.

Научная деятельность

Кандидатская диссертация выполнена под руководством проф. Е. А. Климова по теме: «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы» (1989). В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

В докторской диссертации «Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения» (1996) определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования её внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения.

Сфера научных интересов

· психология труда,

· возрастная психология,

· профессиональная ориентация (профессиональное самоопределение, психология карьеры),

· теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости,

· психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала,

· методы активизации профессионального и личностного самоопределения,

· управление человеческими ресурсами,

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ