Николай Сергеевич Пряжников (22 декабря 1954 года) — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор методов по профессиональному самоопределению, разработок в области активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности.
Биография
Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи. Мать Пряжникова Маргарита Павловна — экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич — инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич — управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.
Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.
Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.
Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.
После окончания факультета психологии МГУ в течение пяти лет работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра профессиональной ориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ.
Заведующий лабораторией профессиональной диагностики и профессионального консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.
С 1993 года и по настоящее время — профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор в МГППУ с момента его образования.
Стаж работы по специальности — 32 года.
Научная деятельность
Кандидатская диссертация выполнена под руководством проф. Е. А. Климова по теме: «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы» (1989). В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.
В докторской диссертации «Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения» (1996) определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования её внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения.
Сфера научных интересов
· психология труда,
· возрастная психология,
· профессиональная ориентация (профессиональное самоопределение, психология карьеры),
· теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости,
· психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала,
· методы активизации профессионального и личностного самоопределения,
· управление человеческими ресурсами,