Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бальдаччини, Сезар

Бальдаччини, Сезар

Скульптура

01 января 1921 - 06 декабря 1998

французский скульптор


Сезар, настоящие имя и фамилия Сезар Бальдаччини (Csar Baldaccini, 1 января 1921, Марсель, Франция — 6 декабря 1998, Париж, Франция) — французский скульптор. Наибольшую известность Сезару принесли произведения из металлолома, в 1960-х он получил мировое признание благодаря скульптурам из остовов разбитых машин. Художник использовал своё имя в качестве творческого псевдонима. В честь Сезара Бальдаччини была названа французская кинопремия Сезар.

Биография

Сезар Бальдаччини родился в Марселе 1 января 1921. Родители Сезара были итальянскими иммигрантами, отец — бочар и виноторговец. В 1933 он бросил школу, в 1935—1943 учился в Школе изящных искусств в Марселе (вечернее обучение), затем с 1941 по 1954 (с перерывами) в Национальной школе изящных искусств в Париже. В 1956 Сезар принял участие в Венецианской биеннале, затем в Биеннале Сан-Пауло, а также в Документе II в 1959. В 1960 Сезар вошел в объединение «Новый реализм», созданное Пьером Рестани (в группу также входили такие художники, как Жан Тэнгли, Ив Кляйн, Христо и другие). Многогранное творчество художника нашло международное признание ещё при его жизни. Став известным, Сезар вел довольно экстравагантную жизнь, в 1971 только Сальвадор Дали, мастер провокации, привлекал больше внимания французской прессы, чем Бальдаччини. В 1976 Сезар был удостоен ордена Почетного легиона. Умер Сезар Бальдаччини 6 декабря 1998 в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас, участок 11, недалеко от могилы Хулио Кортасара.

Творчество

Произведения из металлолома

В начале творческой карьеры (с 1953) Сезар Бальдаччини создавал скульптуру из металлолома, соединяя куски при помощи сварочного аппарата. В этих произведениях можно проследить влияние Пикассо и Ришье. Эти скульптуры отличались разнообразием форм и фактур, свойства металлолома не маскировались, а наоборот, активно использовались.

Компрессии

С 1958 Бальдаччини начал использовать технику компрессии, которая заключалась в том, что художник помещал под гидравлический пресс или кузнечный молот разнообразные предметы, включая старые автомобили. Наиболее монументальным произведением такого плана стала стена из спрессованных автомобилей, показанная на Венецианской биеннале в 1995 во французском павильоне (вес произведения составлял 520 тонн). В 1980-е годы Сезар создал компрессии из дорогих материалов — раздробленных часов Картье и ювелирных изделий, также создал эскизы новых ювелирных вещей на базе обломков. Художник является автором золотого приза за достижения во французском кинематографе — «Сезара», названного так в его честь. Для фонда Картье в 1986 Сезар сделал монументальную компрессию из 16 разбитых на ралли автомобилей — Champions.

Экспансии

С конца 1960-х годов Сезар начал создавать противоположные по духу компрессиям экспансии, соединяя скульптуру и хеппенинг. Художник в присутствии публики разливал на полу галереи или музея вспененный полиуретан, который застывал в различных формах. Одна из первых экспансий была представлена в мае 1967 на Салоне в Париже. К некоторым работам Сезар применял огонь, внося в гладкие блестящие формы изменения при помощи факела, называя это «combustions».

Augmentations

Техника увеличения скульптурных моделей при помощи пантографа натолкнула Сезара на идею копирования частей тела (художник называл эти увеличенные копии «augmentations»).

В 1965 он представил на выставке в галерее свой знаменитый Pouce — увеличенную копию большого пальца (1,85 метра в высоту). Во время Олимпийских игр в Сеуле (1988) Сезар отлил эту скульптуру из бронзы (на этот раз палец был высотой 6 метров). В дальнейшем были отлиты ещё два шестиметровых пальца из бронзы. Одна из таких скульптур была установлена в виде монумента в парижском районе Ля Дефанс (1984), в 2007 она была продана на аукционе за 1219000 евро. Третий «Палец» находится в Марселе, родном городе художника.

Также Сезар создал монументальную скульптуру Fist («Кулак»), весом 7 тонн, из нержавеющей стали, установленную летом 1970.

Centaure

Достигающая почти пять метров в высоту, скульптура Сезара Le Centaure (кентавр) представляет собой отлитого в бронзе бородатого кентавра с двумя наборами гениталий (человеческими спереди и лошадиными сзади). Существо выглядит довольно агрессивным, несмотря на голубя в левой руке. Созданная по заказу Министерства культуры в 1983 и установленная на площади в Париже в 1985, скульптура задумывалась как дань уважения Пикассо. Сезар дружил с Пикассо, который прожил большую часть жизни в Париже.

Источники

  • Милле К. Современное искусство Франции. — Минск: Пропилеи, 1995. — 336 с. — ISBN 985-6329-01-9.
  • Бусев М. А. Творчество скульптора Сезара (1921—1998) // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. — М.: Наука, 2000. — 287 с. — ISBN 5-02-011727-7.
  • Csar par Csar. Present par Pierre Cabanne. Paris, 1971
  • Restany P. Csar. Monte Carlo, 1975
  • Hachet J.-Ch. Csar ou les Mtamorphoses d’un grand art. Paris, 1989
  • Csar: Catalogue de l’exposition. Paris, Galerie nationale du Jeu de Paume, 1997

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ