Прокопий Газский (греч. ; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики, учитель Хорикия Газского. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Биография
Родился и жил в Газе, где руководил местной школой риторики. Прокопию принадлежат толкования на многие книги Ветхого Завета, и он считается первым составителем экзегетического свода толкований. Среди христианских богословских сочинений Прокопия известны:
- комментарии на книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книгу Иисуса Навина, книгу Судей,
- комментарии на книгу пророка Исаии;
- схолии на книги Царств, Паралипоменон и притчи Соломона;
- комментарии на Песнь Песней;
- отрывок «Опровержение Прокла».
В своих работах Прокопий пользовался в основном толкованиями Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского, а также Филона Карпафийского.
Прокопию принадлежит первенство в создании жанра катен («цепей») — комментариев в виде маргиналий на полях.
Предполагают, что Прокопий был учителем преподобного аввы Дорофея.
Вместе с тем, Прокопий Газский, как один из наиболее ярких представителей Газской христианской риторической школы V—VI вв. — уникального феномена в истории ранневизантийской культуры, представляет собой яркий образец плодотворного синтеза классического и христианского наследия. В этой школе будущие епископы и священники учились красноречию на примерах из классической античной мифологии.
«Античная» часть наследия Прокопия весьма разнообразна:
- 7 речей (3 декламации — О весне I—II; О розе; и 4 этопеи — О пастухе; О морской торговле; Об Афродите; О Фениксе);
- 2 экфрасиса (Орологий — описание часов на городском рынке Газы; Экфрасис картины «Федра и Ипполит»);
- 2 панегирика (Императору Анастасию; Стратигу Азиатику);
- 2 монодии (На храм св. Софии; На обрушение купола храма св. Софии; их принадлежность сомнительна);
- письма.
Наиболее важное значение исторического источника имеет корпус писем Прокопия, в которое включают 166, а в последнее издание Эудженио Амато (2010) — 174 письма (в «Греческой патрологии» — 104). В письмах Прокопий предстает как меценат и любезный учитель, который поддерживал хорошие отношения со своими учениками. Его переписка также содержит много сведений об отношениях с коллегами-профессорами и дает хорошее представление об академической среде в Газе, Антиохии и Александрии. Прокопий обращается в своих письмах к широкому кругу людей — родственников, друзей, коллег, риторов, учащихся и т. д. — и выражает мнение относительно самых разнообразных ситуаций. Часто ученый в нем как бы оттесняет человека на второй план, однако, за сложностью литературного стиля Прокопия мы можем увидеть и определенные черты его внутреннего мира. Вместе с дружбой и семейными связями, наибольшее значение имеют его отношения с учениками. Аудитория Прокопия предстает как сообщество, которое разделяет те же нравственные ценности и культурные вкусы, что и он. В рамках этого сообщества искусство Прокопия находит своё оправдание: он является «софистом», то есть, арбитром красноречия и, в то же время, высокоморальным человеком, христианином, который может вести своих современников в нужном направлении, напоминая им о добродетельных примерах. Картина образов адресатов Прокопия, предстающая в его письмах, совпадает с описанием Газы и аудитории ритора как «роя мудрых пчел», который пытается обрести взвешенный баланс между классическим наследием и христианской духовностью.
Важное значение исторического источника также имеет прозаический "Панегирик императору Анастасию" в 30 главах (ср. латинский стихотворный панегирик Присциана Грамматика тому же императору).
Прокопия Газского в должности руководителя Газской школы сменил его ученик - ритор Хорикий, продолживший "античную" часть творчества Прокопия (принадлежность некоторых декламаций Прокопию или Хорикию до самого недавнего времени была предметом дискуссий, настолько они сходны).
В отечественной исторической науке Прокопий Газский не привлек совершенно никакого внимания исследователей. О нем практически нет ни одной специальной работы. Лишь в монографии В.Е. Вальденберга, подготовленной к печати в начале 1930-х гг., но опубликованной в 2008 г., был проанализирован "Панегирик Анастасию" с точки зрения истории политических идей Ранней Византии.
Русских переводов ни одного сочинения Прокопия Газского нет.