Поршнев, Борис Фёдорович: биография
По Поршневу, суггестия не исчезает в ходе истории, по мере роста и усложнения контрсуггестии она приобретает другие формы. Но и сама контрсуггестия меняется: из простого отказа от послушания людским словам она превращается в ограничение послушания разными условиями. По ходу истории человеку все более важно не только то, от кого исходят указания, требующие повиновения. «Он хочет, чтобы слова ему были понятны не только в своей внушающей что-либо части, но и в мотивационной, то есть он спрашивает, почему и зачем, и только при выполнении этого условия включает обратно отключенный на время рубильник суггестии».
Основные идеи Б. Ф. Поршнева
- Существует принципиальный разрыв между человеком и всеми другими животными.
- Антропогенез — не восходящий процесс постепенного очеловечивания обезьяноподобных предков, а крутой вираж над пропастью, в ходе которого в природе появилось, а затем исчезло Нечто, принципиально отличное и от обезьян, и от людей.
- «Пережитки прошлого» в поведении человека связаны не столько с «обезьяньим» наследством, сколько с тем, что возникло в процессе антропогенеза.
- Мышление человека — это не развитие способов обработки информации, существующих у других животных, а принципиальное новообразование.
- Мышление человека первично коллективно и изначально осуществлялось сетью мозгов, связанных речевыми сигналами. Лишь по мере развития общества формируется индивидуальное мышление.
- Труд человека принципиально отличается от труда пчелы и бобра тем, что человек сначала думает, а затем делает. Этот труд свойствен только Homo sapiens. Труд питекантропов и неандертальцев был подобен труду бобра, а не Человека разумного.
- Человек — это не биосоциальное, а полностью социальное существо.
Критика концепции Поршнева
По мнению ряда исследователей, теория Поршнева не отвечает на вопрос о том, почему одно и то же суггестивное воздействие вызывает разную реакцию, даже когда речь идет о внушениях, идущих в толпу или от толпы.
Контрсуггестивный механизм недоверия также не вполне прояснен: проблема включения логики должна быть осмыслена с учетом достижений этнометодологии (Г. Гарфинкель и его последователи показали, что бытовая логика, здравый смысл имеют иную природу, нежели формальная логика). Понимание как необходимая часть контрсуггестивного ответа также различается по своему механизму, и по результатам.
Значение концепции Поршнева
Концепция Поршнева обозначила перспективный путь соединения социально-психологических исследований с историческими. Социальная и историческая психология Поршнева, дополненая такими концепциями как, например, концепция ресентимента Макса Шелера, объясняющая перевороты в ценностях, или концепция идентичности в трактовке Эрика Эриксона становится востребованой историками, этнографами и археологами.
Семья
Приемный сын Поршнева — выдающийся математик академик В. П. Маслов.
Основные произведения
- Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623—1648). М.-Л., 1948.
- Очерк политической экономии феодализма. М., 1956.
- Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. М., 1963.
- Мелье. М., 1964., в формате HTML и RTF
- Феодализм и народные массы. М., 1964.
- Социальная психология и история. М., 1966. (1-е, сокр. изд.)
- Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970.
- История и психология. Сб. статей. Под ред. Б. Ф. Поршнева. М., 1971.
- Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. М., 1976.
- Социальная психология и история. Изд. 2-е, доп. и испр. М., 1979.
- О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). С-Пб., 2007. (Восстанов. О. Вите первоначальный авторский текст.) Первое издание — 1974 г, второе — М.: ФЭРИ-В, 2006. — 640 стр.