Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Попов, Андрей Алексеевич

Попов, Андрей Алексеевич

Кино

12 апреля 1918 - 10 июня 1983

советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог


Андрей Алексеевич Попов (12 апреля 1918, Кострома — 10 июня 1983, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Лауреат Сталинской премии (1950). Народный артист СССР (1965) Член КПСС с 1946 года.

Биография

Андрей Попов родился в семье театрального режиссёра Алексея Дмитриевича Попова. В 1939 году окончил студию при Центральном театре Красной Армии (ЦТСА). В 1940 году был принят в труппу ЦТСА, который в то время возглавлял его отец А. Д. Попов.

В следующие 23 года Андрей Попов выходил на сцену во многих постановках театра. Среди его работ этого времени роли в спектаклях: «Копилка» (1945), «Степь широкая» (1949), «Ревизор» (1951), «Мой друг» (1957), «Последняя остановка» (1957), «Барабанщица» (1959), «Яков Богомолов» (1962), «Океан» (1961). В 1960 году Алексей Дмитриевич Попов был вынужден уйти с поста главного режиссёра театра на пенсию, к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления, в подчинении которого находился театр. Через год Алексей Дмитриевич скончался. В 1961—1963 годах обязанности главного режиссёра исполнял А. Л. Дунаев, а затем театр возглавил Андрей Попов.

Андрей Попов руководил ЦТСА до 1974 года. В это время он продолжал выходить на сцену в спектаклях «Свет далекой звезды» и «Трудные годы», осуществил ряд постановок: «Камешки на ладони» А. Салынского, «Бранденбургские ворота» М. Светлова, «Неизвестный солдат» А. Рыбакова — по мнению критиков, добротные, но весьма скромные работы. Среди поставленных им спектаклей также были и музыкальные: героическая комедия «Ринальдо идет в бой» Горинеи и Джованнини и сказка «Солдат и Ева» Е. Борисовой (совместная постановка с А. Муатом) — именно в жанре музыкального спектакля Андрею Попову удалось проявить себя как театральному режиссёру.

Андрей Попов собрал вокруг себя плеяду талантливых режиссёров: в театре работали Д. В. Тункель, Б. В. Эрин, Н. А. Мокин, М. М. Буткевич. М. О. Кнебель в эти годы поставила в ЦТСА три спектакля. В середине 1960-х годов ведущим режиссёром стал ученик А. Д. Попова и М. О. Кнебель Леонид Хейфец.

В 1966 Хейфец поставил ставший знаменитым спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии А. К. Толстого, в котором Попов сыграл, возможно, свою лучшую театральную роль — царя Иоанна Грозного. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни Москвы, над этой ролью Андрей Попов продолжал работать всю жизнь, даже после ухода из Театра Советской армии. Вслед за Иоанном Грозным последовали удачные работы Попова в других постановках: «Часовщик и курица» И. Кочерги, «Влюблённый лев» Ш. Дилени. Необходимо выделить его работу в спектакле «Элегия», где актёр предстал в образе классика русской литературы И. С. Тургенева.

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Чеховские персонажи — Епиходов в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка М. О. Кнебель, 1965) и Войницкий в «Дяде Ване» (постановка Л. Е. Хейфеца, 1970), сыгранные Поповым, стали залогом последующих его успехов в пьесах Чехова уже на другой сцене.

В 1968 году Андрей Попов начал преподавать в ГИТИСе, с 1973 года — профессор

Последней крупной ролью Андрея Попова на сцене ЦТСА стала роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». К 1973 году атмосфера в театре вновь оказалась неприемлемой для дальнейшей работы — диктат военного руководства не способствовал творческому самовыражению артистов и постановщиков, и Андрей Попов покинул театр, которому отдал 35 лет жизни.

В 1974 году Андрей Алексеевич стал актёром Московского Художественного театра. На мхатовской сцене он дебютировал в 1975 году в роли Галилея в спектакле «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольта Брехта. Среди ролей, сыгранных им во МХАТе, Лебедев в «Иванове» (1976) и Сорин в «Чайке» (1980) А. П. Чехова, Лоншаков в «Обратной связи» А. Гельмана (1977), Кушак в «Утиной охоте» А. Вампилова (1979). Особенно органичен был Андрей Попов в чеховских ролях. Ростислав Плятт отзывался о нём так: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». Его Сорина в «Чайке», поставленной Олегом Ефремовым, К. Рудницкий назвал «небольшим актёрским шедевром»: «Артист ненавязчиво, мягко давал нам понять, что вечно заспанный, всклокоченный старик Сорин с юношеским жаром влюблён в Заречную. Эта любовь тютчевская: в ней и блаженство, и безнадёжность. Она приносит с собой вопреки видимой дряхлости Сорина весеннюю свежесть восприятия, детский интерес ко всему окружающему, способность — пусть через силу, пусть слабея день ото дня и час от часу, — волноваться и за Нину, и за Треплева».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ