Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Попов, Анатолий Фёдорович

Попов, Анатолий Фёдорович

Герои

26 декабря 1917 - 08 февраля 1991

советский военный лётчик


Анатолий Фёдорович Попов (1917—1991) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Полковник.

Биография

Анатолий Фёдорович Попов родился 26 декабря 1917 года в губернском городе Перми Советской России (ныне город, административный центр Пермского края Российской Федерации) в семье рабочего-металлурга. Русский. С ранних лет жил с родителями в заводском посёлке Добрянка. Окончил 10 классов Добрянской средней школы № 1. В 1936 году А. Ф. Попов был призван Добрянским районным военкоматом в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Отслужив срочную службу, Анатолий Фёдорович решил связать свою жизнь с военной авиацией. В 1940 году он окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова, а в 1941 году — Первую высшую Рязанскую школу штурманов ВВС Красной Армии.

В сентябре 1941 года А. Ф. Попов был направлен на авиабазу Монино, где лётчики ВВС Красной Армии проходили переобучение на самолётах Пе-2. Стажировку Анатолий Фёдорович проходил вместе с лётчиками 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования Красной Армии. 15 октября 1941 года он был официально зачислен в состав 3-й авиационной эскадрильи. В боях с немецко-фашистскими захватчиками А. Ф. Попов с конца октября 1941 года. Участник Битвы за Москву. Во время обороны столицы Анатолий Фёдорович производил разведку железнодорожных и автомобильных дорог, железнодорожных узлов, аэродромов противника в районах Михайлова, Сталиногорска, Калуги, Можайска. Добытые им сведения всегда имели исключительную ценность и позволяли командованию Красной Армии своевременно вскрывать замыслы противника. 13 боевых вылетов лейтенант Попов совершил в тяжелейших погодных условиях: во время сильных снегопадов он на бреющем полёте производил разведку ближних и дальних подступов к Москве с целью обнаружения механизированных колонн противника. В первый год войны лётчики разведывательной авиации во время выполнения боевых заданий нередко производили штурмовки обнаруженных целей. Экипаж А. Ф. Попова производил бомбардировку вражеских эшелонов на станциях Смоленск, Калуга и Пустошка, наносил удары по войскам противника на дороге Смоленск—Вязьма, сбросив в общей сложности 10 тонн фугасных и осколочных авиабомб. Боевую работу воздушные разведчики, как правило, вели без прикрытия истребителей одиночными экипажами в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации. Во время одного из разведывательных полётов 11 января 1942 года самолёт лейтенанта Попова в районе Калуги был атакован вражескими истребителями и подбит. Анатолий Фёдорович сумел довести горящую машину до линии фронта и посадить её на своей территории, чем спас экипаж и доставил командованию ценные разведданные. Лётчик получил ожоги лица и рук и был отправлен в госпиталь.

Анатолий Фёдорович вернулся в свою часть в феврале 1942 года, и уже в первом после госпиталя вылете он под сильным зенитным огнём сделал снимки железнодорожного узла Смоленск, а на обратном пути произвёл штурмовку немецкого эшелона в Ярцево. После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой лётчики 2-го авиационного полка дальней разведки приступили к выполнению разведывательных заданий с целью сбора информации о противнике, необходимой для планирования Ставкой Верховного Главнокомандования операций Красной Армии в весенне-летний период 1942 года. 3-я эскадрилья, в которой служил лётчик А. Ф. Попов, с февраля 1942 года вела боевую работу с аэродрома Выползово. Весной 1942 года Анатолий Фёдорович был произведён в старшие лейтенанты и получил назначение на должность командира звена. К 8 августа 1942 года старший лейтенант Попов совершил 43 боевых вылета на глубокую разведку по вскрытию тылов и аэродромной сети противника. В 37 случаях задание командования было выполнено экипажем Попова «на отлично». За это время он пролетел над территорией, занятой противником, около 14 000 километров, обнаружил 135 железнодорожных эшелонов, 2450 автомашин с войсками и грузами, до 400 самолётов. Экипажем Попова были вскрыты два новых немецких аэродрома и выявлен один ложный аэродром. Так, 13 мая 1942 года А. Ф. Попов в условиях низкой облачности и при постоянном противодействии зенитной артиллерии произвёл разведку автодорог по маршруту Великие Луки—Невель—Пустошка—Опочка—Новоржев—Локня—Холм. При этом на одном из участков он произвёл штурмовку вражеской автоколонны и зажёг несколько автомашин с грузами. 17 июня 1942 года экипаж Попова произвёл разведку аэродрома в Орше, после чего по своей инициативе произвёл разведку Витебска, обнаружив аэродром с 70-ю самолётами, скопление большого количества эшелонов и автомашин. В Смоленске экипаж, несмотря на противодействие двух истребителей Ме-110, произвёл фотографирование аэродрома, на котором базировалось до 120 самолётов различного типа. 10 июля 1942 года, действуя на высоте 25 метров, А. Ф. Попов в семи километрах от города Остров обнаружил ранее неизвестный и хорошо замаскированный аэродром противника с 50-ю самолётами. 3 августа 1942 года при выполнении боевого задания на дальнем маршруте на самолёте Попова отказал левый двигатель. На одном моторе Анатолий Фёдорович пролетел более 320 километров и благополучно посадил самолёт на своём аэродроме, доставив важные разведданные.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ