Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пономаренко, Илья Неофитович

Пономаренко, Илья Неофитович

Герои

02 июня 1909 - 01 января 1953

советский военный лётчик морской авиации


Илья Неофитович Пономаренко (1909—1953) — советский военный лётчик морской авиации. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1944). Подполковник.

Биография

Илья Неофитович Пономаренко родился в 1909 году в селе Ольховатка (ныне посёлок городского типа, районный центр Воронежской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Украинец. Окончил семь классов Ольховатской неполной средней школы и сельскохозяйственное училище. До призыва на военную службу работал в колхозе.

В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии И. Н. Пономаренко был призван 30 июня 1932 года и направлен в 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Чугуеве. После её окончания в декабре 1933 года он учился на курсах командиров звеньев при 1-й военной школе лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июля 1934 года по август 1938 года Илья Неофитович служил командиром авиационного звена и помощником командира 31-й авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота, затем занимал должность лётчика-инструктора ВВС Балтийского флота. Во время Советско-финской войны И. Н. Пономаренко совершил несколько боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника. Был награждён орденом Красной Звезды. С октября 1940 года Илья Неофитович служил старшим инспектором-лётчиком ВВС Балтийского флота.

С первых дней Великой Отечественной войны старший инспектор-лётчик И. Н. Пономаренко участвовал в снабжении частей Балтийского флота необходимыми запасными частями и вооружением, совершив за период с июня 1941 года по декабрь 1942 года около 500 рейсов на тыловые заводы. При этом Илья Неофитович успевал вести работу по обучению лётного состава морской авиации технике пилотирования, а также осуществил 13 успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника. В декабре 1942 года в связи с переоснащением минно-торпедных полков новыми самолётами «Бостон» майор И. Н. Пономаренко был направлен в 1-й гвардейский минно-торпедный полк 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. Работая в должности помощника командира полка по лётной подготовке и воздушному бою, Илья Неофитович сформировал 1-ю и 2-ю эскадрильи полка. Под его руководством и при его личном участии лётчики полка перегнали с сибирских аэродромов около 40 прибывших по Алсибу самолётов «Бостон». Гвардии майор И. Н. Пономаренко лично занимался переучиванием лётного состава полка на новых самолётах. К сентябрю 1943 года он подготовил 23 экипажа, которые включились боевую работу с 10 сентября 1943 года. Вместе с ними Илья Неофитович в сентябре совершил 4 боевых вылета. 14 и 15 сентября 1943 года он участвовал в минировании акватории военно-морских баз противника Хельсинки и Таллин. 16 сентября в составе группы летал на бомбардировку немецких воинских эшелонов на станции Мга. 23 сентября во время крейсерского полёта в районе острова Даго он торпедной атакой пустил на дно вражеский транспорт водоизмещением 6000 тонн.

В феврале 1944 года гвардии майор П. Н. Пономаренко был переведён на должность помощника командира авиационного пола по лётной подготовке и воздушному бою в 51-й минно-торпедный авиационный полк, организация которого началась в составе 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. Илья Неофитович принимал самое деятельное участие в его формировании. Вместе со штурманом пока Г. А. Завариным, он разработал и внедрил эффективную тактику топ-мачтового бомбометания с помощью четырёхсамолётного звена, состоявшего из двух том-мачтовиков и двух торпедоноцев, которую впоследствии успешно применяли лётчики морской авиации. Оценивая эффективность этого метода командир полка И. Ф. Орленко впоследствии писал:

…отдаленность от аэродрома не позволяет применять штурмовики для подавления зенитных средств противника при атаке конвоя, остается единственный выход — использовать для этого свои самолеты-топмачтовики. Да, экипаж топмачтовика первым принимал на себя всю мощь огня боевых кораблей охранения, а также транспортов, на которые немцы устанавливали автоматические пушки «эрликоны», обладавшие высокой скорострельностью. Трудно, не видя собственными глазами, представить себе весь этот огненный ад, в который командир топмачтовика должен, не дрогнув, бросить свой самолет. Но другого выхода не было… Только топмачтовик, искусно маневрируя, мог огнём своих крупнокалиберных пулеметов и бомбами подавить вражеский зенитный огонь или уничтожить корабли охранения и тем обеспечить выход следующего за ним торпедоносца для нанесения решающего торпедного удара. Такая тактика заставляла изменить и боевой порядок. И хотя до конца войны штатной единицей в минно-торпедной авиации все ещё оставалось звено трехсамолетного состава, мы действовали звеном из четырёх самолетов: двух торпедоносцев и двух топмачтовиков. Так родилась эта тактика, эта схема, утверждавшаяся и не раз оправдывавшаяся в последующих жарких схватках на морских коммуникациях. И до самой Победы мы с благодарностью за это вспоминали её творцов — наших однополчан Григория Антоновича Заварина и Илью Неофитовича Пономаренко.

— И. Ф. Орленко. Крылатые торпедоносцы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ