Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Поникаров, Василий Андреевич

Поникаров, Василий Андреевич

Живопись

26 августа 1929 - 16 мая 2014

советский и украинский художник, член Национального союза художников Украины , заслуженный художник Украины


Василий Андреевич Поникаров (укр. Василь Андрійович Понікаров; 26 августа 1929, с. Долинское — 16 мая 2014, Одесса) — советский и украинский художник, член Национального союза художников Украины (1971), заслуженный художник Украины (2005).

Биография

Родился Василий Поникаров 26 августа 1929 года в селе Долинское Одесской области. Детство пришлось на годы Второй мировой войны. Закончив 7 классов школы, покинул родное село. После окончания войны продолжил обучение сначала в Тираспольском педагогиче­ском училище им. А. С. Макаренко (1947—1948), а далее — в Одесском художественном училище им. М. Б. Грекова (1949—1958).

В художественном училище его педагогами были М. И. Жук, Л. Е. Мучник, Л. О. Токарева-Александрович. Леонид Евсеевич Мучник, знакомясь с работами Василия, посоветовал: «Тебе необходимо писать акварелью. По-моему, это — твое». Поникарова призвали на действительную военную службу после первого курса училища. Службу он проходил в Евпатории. Воинская часть, где служил Василий, оценила талант молодого художника, поручив ему заниматься всей наглядной агитацией. Одаренность и высокая оценка труда художника стали причиной того, что Василий Поникаров отслужил три с половиной года вместо положенных трех. После демобилизации Василий продолжил учебу в стенах того же художественного училища в Одессе.

Спустя три года после окончания училища Василий Поникаров становится студентом Московского полиграфического института (1961—1970). В эти годы его преподавателями стали Ю. К. Бурджелян, Б. А. Шолохов, Г. Т. Горощенко. Вступление Василия в Союз художников СССР (1971) рекомендовали К. М. Ломыкин, Н. А. Шелюто, А. Л. Яковлев, отметившие существенный рост мастерства художника после выпуска из института. Багаж Василия Поникарова уже составляли работы, неоднократно выставлявшиеся в различных экспозициях на просторах СССР.

Начиная с 1980 года, Василий Поникаров писал картины в путешествиях на теплоходе «Федор Шаляпин», работая на нем штатным художником. Так появились картины, на которых художник изобразил увиденное в Италии, Франции, Испании, Турции, Египте, Германии.

Творчество

Пейзаж и натюрморт — жанры, которым Поникаров отдавал предпочтение. Писал он «по-мокрому», по заранее увлажненному листу, что лишает мазки красок жесткости. Художник работал «чистой» акварелью, не комбинируя акварель с другими техниками, исключая использование белил для получения белого цвета. Белый цвет — это неокрашенная бумага.

Среди пейзажей Поникарова много работ, запечатлевших Одессу и её окрестности, поскольку почти вся жизнь художника связана с этим регионом. Примеры таких работ: «Аркадия» (1984), «В одесском дворике» (1984), «Зима на Большом Фонтане» (1986), «Одесса. Пролетарский бульвар» (1986), «Ильичевск. Маяк» (1986). При этом, многие акварели Василий создавал в поездках по советским республикам и за границу: «Домбай» (1972), «Карельские сосны» (1975), «Озеро в Седневе» (1980), «Кавказские березки» (1981), «Розлучь. Карпаты» (1983), «Голосеево. Пруды» (1984), «Вилково» (1987). В путешествиях, которые служили художнику источником новых впечатлений были написаны циклы произведений «Памятники старины», «Канал Днепр-Донбасс», «Пушкинский заповедник», «В Гурзуфе». Циклы картин, созданных за границей содержат изображения Парижа, Рима, Лондона, Праги, Барселоны, Будапешта, Стамбула, Иерусалима и Каира.

В натюрмортах художник отводит особое место щедрым дарам природы юга Украины — сочным, спелым овощам и фруктам, ярким цветам. Акварели цветов, объединенные в серии, принесли Василию большой успех. «Королём цветов и императором подсолнухов» назвала его искусствовед из Александрии М. Шериф. Василий Андреевич работал много и постоянно над цветочными композициями, придвигая изображения вплотную к рамам картин, максимально приближая их к зрителю. Цветы он изображал в бесконтурной эскизной манере, что позволяет передать само цветение, «шелест», «запах».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ