Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Понизовский, Борис Юрьевич

Понизовский, Борис Юрьевич

Живопись

03 июля 1930 - 03 июня 1995

театральный деятель и теоретик, художник, скульптор, режиссёр театра «ДаНет»


Борис Юрьевич Понизовский (3 июля 1930, Ленинград — 3 июня 1995, Санкт-Петербург) — театральный деятель и теоретик, художник, скульптор, режиссёр театра «ДаНет». Борис Понизовский о театре:

В театре определяется не Божий мир, не космос, не пространство архитектора - город, дом, комната, сцена; не пространство культуры,

а пространство которое появляется благодаря трате времени актёра. Вот это пространство для меня важно.

Биография

1930 года 3 июля родился Борис Юрьевич Понизовский — в Ленинграде на улице Герцена 34 в квартире 1, где живёт все годы (за исключением лет эвакуации).

Отец — Юрий Павлович — петроградец. Ювелир, служащий стекольного треста, пианист-любитель, коллекционер русских импрессионистов (по словам матери)… Мать — Цицилия Захаровна — из Белоруссии. Домохозяйка. Обладала меццо-сопрано, приглашалась на радио. Художница-график, училась у академика Пэна. Эстетические интересы родителей жестко определили воспитание мальчика Бориса.

1934 год. За год влюбился в биографию Фабра в книге «Жизнь ос», в адаптированного Рабле, в биографию и слова Хлебникова. Сосед Георг Вестфален начал ему читать по-немецки из Гёте… Его воображение о пространстве звуков столкнулось с коллективом детей у немецкой бонны…

1935 год — отдан в обучение живописи. Битьём заставляют рисовать с натуры.

1938 год — определён в 1-й класс.

1939 год — любовь к третьекласснице.

1941 год — эвакуировали со школой в Борисоглебск под Ярославлем (покормили его и всех детей, кого он видел, сырым парным мясом), перевезли в Голышманово под Омск. Чтобы не оказаться под волей нескольких ожесточившихся старшеклассников, бежал из интерната, пожил у лесника в тайге, бродил в Средней Азии, поголодал — заболел, был госпитализирован, возвращён в интернат. Организовал театральный кружок. Ставил в нём и играл. Ему вернули его немецкую и русскую книги (Гете Вестфалена и том Щедрина в дорогу от верхней соседки на Герцена)…

1942 год — 1 мая в блокаду умирает отец. Мать — в начальницах группы самозащиты их дома — в августе из города её вывозят тяжело больной. В октябре она находит сына и забирает его в татарский городок Каргат.

1943 год — Они в Кривощёково — окраине Новосибирска. Он там капитан тимуровской команды… Театр «Красный факел» уступает здание ленинградскому театру имени Пушкина, переезжает в Кривощёково. Мать дружит с театром, служит бухгалтером в домах, где поселены актёры, в чём-то выручает их. Её сын взят в студию театра к педагогу Левандовской. Педагог отмечает ученика ладонным изданием трудов Сталина, где на каждом из томиков написала что-то о будущем мальчика… Он влюбляется в десятиклассницу Нору. Пишет первую повесть на тему из Тургенева, но c атмосферой которую бы сейчас небрежно назвали бы сюрреалистической. Библиотекарша забирает тетради, чтобы сберечь… Она приносит ему стихи Блейка, он влюбляется в его биографию.

1944 год — У него нет воспитателя, он разъезжает по Новосибирску, разговаривает с немцами. Он на взрослую жизнь запоминает законы, ринувшиеся в него: о себе, как о части пространства, о премьерах и ракурсах природы через человека, о человеке, как о пастухе асимметрий, диспропорций, о стаде гармонии, о неделимом содержании и о содержании, за которое человек принимает условие полюбить форму. Начало общения с авторами, с Богом… Чтение «Улисса» в разрозненных книжках журнала «Интернациональная литература» и статьи о «Трактате любви» Стендаля…

1945 год — в Ленинграде. Инерция ещё заставляет играть в студии актёра Андреевского из театра имени Пушкина. Но возобновление ленинградских впечатлений реализовало занятия, но графикой по объёму — по скульптуре: посещал библиотеку и натурный класс Академии Художеств, мастерские скульпторов (жёстких ремесленников) Крестовского и Симонова в доме Союза Художников. Уроки брал за разминание глины, гипсовую формовку и позирование. Влияние в 1946 году оказали контакты с художниками Рудаковым, Альтманом (отсюда таинственная недоговорённость о Малевиче, Кандинском, Филонове. Чтение А. Эфроса и Пунина), критическое внимание к его бумагам графика Г. Верейского. Контраст школьного ученичества и переживаний от встреч с профессионалами заставили его обидеть мать — в разгар экзаменов бросить 8 класс в 1945 и вечернюю школу в 1947 году. Работал на кинокопировальной фабрике контролёром плёнок, возненавидел музыку кино, возлюбил дискретность как правило в искусстве. По ходатайству Д. Д. Шостаковича ему разрешали сидеть на репетициях первого состава филармонического оркестра. Ему открылся театр дисциплины и стиля. При вакансии — пришёл учеником печатника-хромолитографа в эстампную мастерскую Союза Художников. Добился трамплина, теперь такого низенького в Кавголово, корта. Туберкулёз и воздух весенней Финляндии и зимнего Крыма. Полугодовое путешествие по крышам родного города.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ