Валентин Михайлович Полонский (род. 16 октября 1938, Москва, СССР) — советский и российский учёный в области педагогических наук, доктор педагогических наук (1990), профессор (2004), член-корреспондент Российской академии образования (РАО) (1996), академик Академии образовательных наук Грузии (2004).
В.М. Полонский, совместно с академиком В.В. Краевским, является основоположником научной школы «Методология педагогики», оказавшей значительное влияние на развитие современной педагогики, решение фундаментальных проблем оценки качества научно-педагогических исследований, описания результатов исследований, разработки понятийно-терминологического аппарата науки.
Биография и преподавательская деятельность
Родился в Москве.
- 1964 – окончил биолого-химический факультет Московского государственного заочного педагогического института.
- 1964 – 1967 – учитель биологии и химии Московской средней общеобразовательной физико-математической школы №2 (лицей «Вторая школа»).
- 1967 – 1970 – аспирантура Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
- 1970 – кандидатская диссертация по теме: «Дидактические вопросы оценки системы знаний». Научный руководитель: Беспалько, Владимир Павлович, доктор педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).
- 1970 – младший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.
- 1977 – 1990 – старший научный сотрудник.
- 1989 – докторская диссертация по теме: «Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований».
- 1990 – присвоена степень доктора педагогических наук.
- 1990 – 1992 – ведущий научный сотрудник.
- 1995 – 2004 – зав. отделом философии образования и методологии педагогики.
- С 1996 – член-корреспондент РАО.
- 2004 – утверждён в звании профессора.
- 2005 – 2015 – главный научный сотрудник.
- 2015 – настоящее время – главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
В настоящее время также член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член диссертационного совета 501.001.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций Факультета психологии МГУ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, эксперт Российского гуманитарного научного фонда и Российского научного фонда, член редколлегии журналов «Отечественная и зарубежная педагогика» и «Асимметрия».
Сфера научных интересов
- Методология педагогической науки: классификация исследований, типология педагогических исследований, критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований, способы представления результатов научно-педагогических исследований.
- Понятийно-терминологический аппарат педагогики, стандартизация в образовании и педагогике.
- Научно-педагогическая информация (НПИ): информационные потребности пользователей НПИ, разработка рубрикаторов, словарей нормализованной лексики и тезауруса по основным областям педагогики и образования.
- Вопросы проверки и оценки системы знаний.
- Биологическое и социальное в обучении и воспитании человека.
Научная деятельность
В.М. Полонским разработаны:
- Концепция дифференцированной оценки качества научно-педагогических исследований.
- Критерии оценки качества и эффективности для фундаментальных и прикладных исследований, позволяющие оценивать результаты работ с помощью общенаучных, типовых (логико-семантических) и конкретно-научных (отраслевых педагогических) критериев.
- Фасетная классификация научно-педагогических исследований, в основу которой положен фасетный метод - деление объектов на независимые классификационные группировки, характеризующие специфику педагогических исследований.
- Типовые и конкретно-научные критерии оценки новизны, актуальности, теоретической и практической значимости результатов исследования.
- Требования и уровни для описания новизны (конкретизации, дополнения, преобразования) и практической значимости работ.
- Методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований (антиципации, эталонного сравнения, информационный метод).
- Объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований и его компоненты (объектный, преобразующий, конкретизирующий), что позволяет анализировать и описывать итоги исследований с единых методологических позиций.
- Принципы систематизации и упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогики для формирования соответствующих видов педагогики, квалифицируемых на основе одного признака, а также для квалификации последовательности процедур контроля на основании нескольких признаков.
- Вероятностный и синтезированный методы оценки системы знаний, методика определения диагностического веса контрольных вопросов, что позволяет проверять и оценивать учебный курс с помощью минимума вопросов.
- Стандарты и другие нормативные документы в области научно-педагогической информации (рубрикаторы, тезаурус, словари нормализованной лексики, понятийно-терминологические словари по различным областям педагогики). Документы входят в Государственную автоматизированную систему научно-технической информации (ГАСНТИ), применяются в информационных центрах и библиотеках России для индексирования, поиска и систематизации научно-педагогической информации, создания проблемно-ориентированных банков и баз данных в отрасли.
- 25 продуктов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в государственной системе научно-технической информации (словари, рубрикаторы, тезаурусы и др.), которые выполняют методологические функции, задают координаты педагогической науки и её отдельных областей и предназначены для индексирования и поиска документов в банках и базах данных, сети Интернет, обмена данными в пределах России и за рубежом.