Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Полонский, Валентин Михайлович

Полонский, Валентин Михайлович

Наука - Другое

День рождения 16 октября 1938

советский и российский учёный в области педагогических наук, доктор педагогических наук , профессор , член-корреспондент Российской академии образования , академик Академии образовательных наук Грузии


Валентин Михайлович Полонский (род. 16 октября 1938, Москва, СССР) — советский и российский учёный в области педагогических наук, доктор педагогических наук (1990), профессор (2004), член-корреспондент Российской академии образования (РАО) (1996), академик Академии образовательных наук Грузии (2004).

В.М. Полонский, совместно с академиком В.В. Краевским, является основоположником научной школы «Методология педагогики», оказавшей значительное влияние на развитие современной педагогики, решение фундаментальных проблем оценки качества научно-педагогических исследований, описания результатов исследований, разработки понятийно-терминологического аппарата науки.

Биография и преподавательская деятельность

Родился в Москве.

  • 1964 – окончил биолого-химический факультет Московского государственного заочного педагогического института.
  • 1964 – 1967 – учитель биологии и химии Московской средней общеобразовательной физико-математической школы №2 (лицей «Вторая школа»).
  • 1967 – 1970 – аспирантура Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • 1970 – кандидатская диссертация по теме: «Дидактические вопросы оценки системы знаний». Научный руководитель: Беспалько, Владимир Павлович, доктор педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).
  • 1970 – младший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.
  • 1977 – 1990 – старший научный сотрудник.
  • 1989 – докторская диссертация по теме: «Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований».
  • 1990 – присвоена степень доктора педагогических наук.
  • 1990 – 1992 – ведущий научный сотрудник.
  • 1995 – 2004 – зав. отделом философии образования и методологии педагогики.
  • С 1996 – член-корреспондент РАО.
  • 2004 – утверждён в звании профессора.
  • 2005 – 2015 – главный научный сотрудник.
  • 2015 – настоящее время – главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

В настоящее время также член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член диссертационного совета 501.001.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций Факультета психологии МГУ, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, эксперт Российского гуманитарного научного фонда и Российского научного фонда, член редколлегии журналов «Отечественная и зарубежная педагогика» и «Асимметрия».

Сфера научных интересов

  • Методология педагогической науки: классификация исследований, типология педагогических исследований, критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований, способы представления результатов научно-педагогических исследований.
  • Понятийно-терминологический аппарат педагогики, стандартизация в образовании и педагогике.
  • Научно-педагогическая информация (НПИ): информационные потребности пользователей НПИ, разработка рубрикаторов, словарей нормализованной лексики и тезауруса по основным областям педагогики и образования.
  • Вопросы проверки и оценки системы знаний.
  • Биологическое и социальное в обучении и воспитании человека.

Научная деятельность

В.М. Полонским разработаны:

  • Концепция дифференцированной оценки качества научно-педагогических исследований.
  • Критерии оценки качества и эффективности для фундаментальных и прикладных исследований, позволяющие оценивать результаты работ с помощью общенаучных, типовых (логико-семантических) и конкретно-научных (отраслевых педагогических) критериев.
  • Фасетная классификация научно-педагогических исследований, в основу которой положен фасетный метод - деление объектов на независимые классификационные группировки, характеризующие специфику педагогических исследований.
  • Типовые и конкретно-научные критерии оценки новизны, актуальности, теоретической и практической значимости результатов исследования.
  • Требования и уровни для описания новизны (конкретизации, дополнения, преобразования) и практической значимости работ.
  • Методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований (антиципации, эталонного сравнения, информационный метод).
  • Объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований и его компоненты (объектный, преобразующий, конкретизирующий), что позволяет анализировать и описывать итоги исследований с единых методологических позиций.
  • Принципы систематизации и упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогики для формирования соответствующих видов педагогики, квалифицируемых на основе одного признака, а также для квалификации последовательности процедур контроля на основании нескольких признаков.
  • Вероятностный и синтезированный методы оценки системы знаний, методика определения диагностического веса контрольных вопросов, что позволяет проверять и оценивать учебный курс с помощью минимума вопросов.
  • Стандарты и другие нормативные документы в области научно-педагогической информации (рубрикаторы, тезаурус, словари нормализованной лексики, понятийно-терминологические словари по различным областям педагогики). Документы входят в Государственную автоматизированную систему научно-технической информации (ГАСНТИ), применяются в информационных центрах и библиотеках России для индексирования, поиска и систематизации научно-педагогической информации, создания проблемно-ориентированных банков и баз данных в отрасли.
  • 25 продуктов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в государственной системе научно-технической информации (словари, рубрикаторы, тезаурусы и др.), которые выполняют методологические функции, задают координаты педагогической науки и её отдельных областей и предназначены для индексирования и поиска документов в банках и базах данных, сети Интернет, обмена данными в пределах России и за рубежом.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ