Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Полевицкая, Елена Александровна

Полевицкая, Елена Александровна

Кино

15 июня 1881 - 04 ноября 1973

русская и советская актриса театра и кино, театральный педагог


Елена Александровна Полевицкая (3 июня (15 июня) 1881, Ташкент — 4 ноября 1973, Москва) — русская и советская актриса театра и кино, театральный педагог.

Биография

Годы учения

Родилась в Ташкенте в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка Александра Павловича Полевицкого. В 1888 году семья Полевицких переехала в Петербург. В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, основанный в 1765 году по указу Екатерины II для девушек «мещанского происхождения», в отличие от расположенного рядом Смольного института благородных девиц, в который принимались девушки из дворянских семей. Учебная программа включала общеобразовательные предметы, французский и немецкий языки, занятия пением, танцами, живописью, посещение театров. По завершении 5 лет учёбы в институте её оставили на двухгодичные педагогические курсы, которые она окончила в мае 1900 года с большой серебряной медалью и дипломом, дающим право работать преподавателем и воспитателем. Брала уроки пения у З. П. Ивановой-Иваницкой.

В 1901 году по настоянию отца, в юности получившего художественное образование, поступила в Художественное училище А. Л. Штиглица. К этому периоду относится знакомство Полевицкой с молодым художником Борисом Кустодиевым, будущая жена которого, Юлия Прошинская, училась вместе с ней. В 1905 году, когда Кустодиев получил мастерскую в Академии художеств, он нарисовал портрет Полевицкой, ныне хранящийся в Национальном музее русского искусства Киева. Обучение в училище шло успешно, она даже получила высшую премию за работы акварелью, а многие её рисунки были приобретены для музея училища. Тем не менее, после четырёхлетнего пребывания в нём была отчислена в июне 1905 года с мотивировкой «за малоуспешность», а фактически за участие в студенческом движении, связанном с событиями 1905 года. Преподавала рисование в младших классах Александровской женской гимназии. В декабре 1905 года уволена без права заниматься педагогической деятельностью по представлению директора гимназии за участие в политической забастовке. В 1906 зачислена на Курсы музыкально-драматического искусства Е. П. Рапгофа, занималась под руководством знаменитого актёра и режиссёра Александринского театра Андрея Петровского.

Начало профессиональной карьеры

Учёба на курсах Рапгофа закончилась досрочно — смерть отца в январе 1908 года вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно. В марте 1908 года вместе с аттестатом Полевицкая получила назначение в театр Пскова, затем играла в Александровском театре в Гельсингфорсе, в театрах Павловска и Казани, в 1909–1910 в Петербурге, в Ново-Драматическом театре на Офицерской под руководством А. А. Санина. Преподавала в Школе сценического искусства А. П. Петровского на Почтамтской.

В октябре 1910 года вышла замуж за успешного адвоката, театрального мецената, пробовшего себя и в качестве режиссёра театральных постановок Ивана Фёдоровича Шмита. Их совместная личная и творческая жизнь продолжалась до смерти Шмита в 1939 году.

В труппе Синельникова

Весной 1910 года в Петербурге произошла знаменательная для Полевицкой встреча с известным провинциальным режиссёром и антрепренёром Николаем Синельниковым, набирающим актёров для театра в Харькове. С 1910 по 1918 год (с перерывами на недолгие выступления в других театрах) она служит в труппе Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела известность созданием женских образов русской и мировой классики: Катерина («Гроза») и Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Лиза Калитина («Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу), Лиза («Живой труп» Л. Н. Толстого), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Маша («Три сестры» А. П .Чехова), Маша («Чайка» А. П. Чехова), Олимпиада в «Савве» Л. Андреева, Мария Стюарт («Мария Стюарт» Фр. Шиллера), Порция («Венецианский купец») и Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Гедда в «Гедде Габлер» Г. Ибсена, Ракел в «Свыше наших сил» Б. Бьёрнсона и многих других.

«Театральная энциклопедия» пишет:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ