Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пожидаев, Григорий Анатольевич

Пожидаев, Григорий Анатольевич

Живопись

13 января 1894 - 03 августа 1971

русский художник и график, декоратор и иллюстратор, кавалер ордена Почетного легиона


Григорий Анатольевич Пожидаев (фр. Georges A. de Pogdaieff; 1894—1971) — русский художник и график, декоратор и иллюстратор, кавалер ордена Почетного легиона (1954).

Биография

Родился 13 (25) января 1894 года в Ялте Таврической губернии в дворянской семье. Отец - Анатолий Григорьевич Пожидаев, мать - Анна Васильевна Пожидаева (в девичестве Поховская).

В 1908 году брал уроки у Я. Ф. Ционглинского. В 1911 году окончил Одесский кадетский корпус. Решив заняться живописью, в августе 1914 года подал прошение для поступления на живописное отделение МУЖВЗ, куда был принят 18 ноября 1914 года (учился у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина). В 1916 году Пожидаев состоял учеником МУЖВЗ, имел право на отсрочку от призыва в армию для участия в сражениях Первой мировой войны.

В августе 1916 года подал прошение в Совет Императорского Русского театрального общества о своем зачислении в действительные члены этого общества. В последующие годы сотрудничал с балетмейстером К. Я. Голейзовским, оформив ряд его постановок в Интимном театре Б. С. Неволина и для Большого театра («Маска Красной смерти», балет на музыку Н. Н. Черепнина по мотивам новеллы Эдгара Аллана По).

В 1920 году художник навсегда уехал из Советской России, стал подписывать свои работы творческим псевдонимом Georges A. de Pogdaeff. Недолгое время работал в Национальном театре в Бухаресте, затем в Праге. До 1924 года жил в Берлине, работал декоратором в театре-кабаре «Карусель», в русско-немецком театра-кабаре «Бабочка» и в театре миниатюр «Маски», созданном режиссёром Б. С. Неволиным, сотрудничал с реформатором сцены — режиссёром М. Рейнхардтом. А. Н. Попов сообщает, что в Берлине Пожедаев (орфография автора) сотрудничал с Русским романтическим театром Б. Г. Романова. В 1924 году Пожидаев переехал в Вену, работал в театре-кабаре «Москауер Кунст-Шпиле» (венском филиале «Синей птицы»), организовал персональную выставку своих декораций и костюмов в Neue Galerie.

С октября 1925 года обосновался во Франции, в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, создавал эскизы костюмов и написал свыше 60 портретов для фильма «Страсти Жанны д’Арк» (режиссёр Карл-Теодор Дрейер), в роли декоратора cотрудничал с кинорежиссером Абелем Гансом во время съемок фильма «Конец света» (Fin du Monde). В 1935 году состоялась персональная выставка Г. Пожидаева в Каннах (среди 12 портретов парижских знаменитостей — портреты И. А. Бунина и поэта Владимира Смоленского). К 1937 году Пожидаев окончательно оставил сценографию и более активно занялся живописью и графикой — писал пейзажи, портреты и натюрморты; создавал книжные иллюстрации. Во время Второй мировой войны оставался в Париже, создал циклы иллюстраций к русской классике (Гоголь, Чехов, Пушкин, Лермонтов), после окончания оккупации Парижа вернулся к привычной довоенной жизни между Парижем и Менербом. В 1946—1950 годах работал над иллюстрациями к библиофильскому изданию «Апокалипсиса» (выпущен нумерованным тиражом 199 экземпляров, содержит 88 иллюстраций в 4-х томах) в новом переводе на французский с древнегреческого, выполненном замечательным лингвистом и переводчиком Аленом Гийерму. Это издание принесло Пожидаеву славу и известность во Франции, признание и дружбу с рядом выдающихся деятелей французской культуры и политики, среди которых поэт, драматург и дипломат Поль Клодель, президенты Французской Республики Венсан Ориоль и Рене Коти, основатель Французского Института в Санкт-Петербурге, академик Луи Рео и многие другие. В феврале 1954 года он становится Кавалером Ордена Почетного легиона.

В послевоенное время и вплоть до конца 1950-х годов выставки работ Г. Пожидаева периодически проводились в крупнейших художественных галереях французской столицы (Дюран-Рюэль, 1952; Маргёри, 1955; Реймона Крёза, 1958) и в Провансе: Ля Калад в Авиньоне, Галерея Мишель в Карпантра и другие). В середине 1950-х годов Пожидаев инициировал восстановление из руин старинной часовни Нотр-Дам-де-Грас в Менербе, собрал средства для оплаты работ и написал семь крупных живописных панно для алтаря и приделов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ