Луи де Плане (1814—1876) — французский художник романтического направления, ученик и ассистент Эжена Делакруа.
Ранние годы
Луи де Плане происходил из богатого семейства Тулузы. Он записался в Школу изящных искусств в 1833 году, получив перед тем юридическое образование. В юности его другом был художник Ромен Каз, один из учеников Энгра.
Но когда Луи для продолжения учёбы приехал в Париж, он выбрал не Энгра, но студию Делакруа. Так совпало, что восходящий в зенит славы Делакруа как раз в это время открыл новую мастерскую (просуществовавшую до 1846 года). Мастерская находилась на улице Neuve Guillemin, и Делакруа набирал учеников, способных в скором будущем помочь ему с декоративными росписями в библиотеке Палаты Депутатов во дворце Бурбонов.
Сотрудничество с Делакруа
Вскоре Луи де Плане выдвигается в число наиболее успешных ассистентов. Он участвует в написании многофигурного полотна Эжена Делакруа «Фанатики в Танжере», 1837—1838, холст, масло, 98 131 см, Институте искусств Миннеаполиса.
Плане принадлежит эскиз для большой (260 348 см) картины Делакруа 1844 года «Последние слова императора Марка Аврелия». Этот эскиз, как и сама картина — в коллекции лионского Музея изящных искусств. Наконец, де Плане приглашён учителем в соавторы росписей в библиотеке дворца Бурбонов.
Луи Плане описывает почти каждый день этого сотрудничества с 1841 по 1844 год в его драгоценных «Воспоминаниях о живописи с г-ном Эженом Делакруа». Книга была впервые издана, увы, только через полстолетия после смерти де Плане.
Творчество
Небольшой неоконченный, но очень искренний портрет Датан Олали, мадам де Кастр, около 1837 года, холст, масло 24,3 19.1 см. Трепетный образ на незавершённом портрете заставляет вспомнить Анриетту де Морсоф, героиню одного из самых нежных романов Бальзака — «Лилия долины». Портрет хранится в музее Старой Тулузы
Ранняя работа Луи де Плане — Христос на кресте, ок. 1840, холст, масло, 46 28.5 см небольшой эскиз библейской сцены: Христос на кресте, Дева Мария, Мария Магдалина, Иоанн, группа учеников. Смелая, порывистая композиция мощного эмоционального воздействия. Хранится в маленькой готической церкви Сен-Жак, Пешбюск), расположенной в южном пригороде Тулузы, на родине художника.
Этапная самостоятельная картина де Плане 1845 года «Видение св. Терезы», получила хвалебный отзыв молодого Бодлера в его первой брошюре из серии критических текстов о Парижском салоне, «Салон 1845 года»:
|
Эта же картина упомянута и Эженом Делакруа в одном из писем (от 30 августа 1845), адресованных де Плане, В этом письме мэтр подбадривает своего молодого собрата, не удовлетворённого развеской в Салоне: «Мне досадно, что Вы недовольны тем, как повешено Ваше полотно; и все же я не сомневаюсь, что, куда его ни помести, знатоки все равно обратят на него внимание».