Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Плане, Луи де

Плане, Луи де

Живопись

французский художник романтического направления, ученик и ассистент Эжена Делакруа


Луи де Плане (1814—1876) — французский художник романтического направления, ученик и ассистент Эжена Делакруа.

Ранние годы

Луи де Плане происходил из богатого семейства Тулузы. Он записался в Школу изящных искусств в 1833 году, получив перед тем юридическое образование. В юности его другом был художник Ромен Каз, один из учеников Энгра.

Но когда Луи для продолжения учёбы приехал в Париж, он выбрал не Энгра, но студию Делакруа. Так совпало, что восходящий в зенит славы Делакруа как раз в это время открыл новую мастерскую (просуществовавшую до 1846 года). Мастерская находилась на улице Neuve Guillemin, и Делакруа набирал учеников, способных в скором будущем помочь ему с декоративными росписями в библиотеке Палаты Депутатов во дворце Бурбонов.

Сотрудничество с Делакруа

Вскоре Луи де Плане выдвигается в число наиболее успешных ассистентов. Он участвует в написании многофигурного полотна Эжена Делакруа «Фанатики в Танжере», 1837—1838, холст, масло, 98 131 см, Институте искусств Миннеаполиса.

Плане принадлежит эскиз для большой (260 348 см) картины Делакруа 1844 года «Последние слова императора Марка Аврелия». Этот эскиз, как и сама картина — в коллекции лионского Музея изящных искусств. Наконец, де Плане приглашён учителем в соавторы росписей в библиотеке дворца Бурбонов.

Луи Плане описывает почти каждый день этого сотрудничества с 1841 по 1844 год в его драгоценных «Воспоминаниях о живописи с г-ном Эженом Делакруа». Книга была впервые издана, увы, только через полстолетия после смерти де Плане.

Творчество

Небольшой неоконченный, но очень искренний портрет Датан Олали, мадам де Кастр, около 1837 года, холст, масло 24,3 19.1 см. Трепетный образ на незавершённом портрете заставляет вспомнить Анриетту де Морсоф, героиню одного из самых нежных романов Бальзака — «Лилия долины». Портрет хранится в музее Старой Тулузы

Ранняя работа Луи де Плане — Христос на кресте, ок. 1840, холст, масло, 46 28.5 см небольшой эскиз библейской сцены: Христос на кресте, Дева Мария, Мария Магдалина, Иоанн, группа учеников. Смелая, порывистая композиция мощного эмоционального воздействия. Хранится в маленькой готической церкви Сен-Жак, Пешбюск), расположенной в южном пригороде Тулузы, на родине художника.

Этапная самостоятельная картина де Плане 1845 года «Видение св. Терезы», получила хвалебный отзыв молодого Бодлера в его первой брошюре из серии критических текстов о Парижском салоне, «Салон 1845 года»:

Плане является одним из редких учеников Делакруа, блистающих рядом достоинств, присущих самому мэтру. Нет ничего приятнее, чем встреча с действительно хорошей картиной, самобытной и уже получившей свою долю известности благодаря улюлюканью и насмешкам. Над этим холстом успели поглумиться; но <…> чем объяснить, что собратья-художники не замечают в этой картине ни оригинальности композиции, ни свежести красок? Г-н Плане, как и все первоклассные колористы, создал колорит, используя малое число тонов. Это изящно и ласкает взор… это одна из самих счастливых находок современной живописи.

Оригинальный текст (фр.)   PLANET

est un des rares lves de Delacroix qui brillent par quelques-unes des qualits du matre.

Rien n’est doux, dans la vilaine besogne d’un compterendu, comme de rencontrer un vraiment bon tableau, un tableau original, illustr dj par quelques hues et quelques moqueries.

Et, en effet, ce tableau a t bafou ; — nous concevons la haine des architectes, des maons, des sculpteurs et des mouleurs, contre tout ce qui ressemble de la peinture ; mais comment se fait-il que des artistes ne voient pas tout ce qu’il y a dans ce tableau, et d’originalit dans la composition, et de simplicit mme dans la couleur ?

Il y a l je ne sais quel aspect de peinture espagnole et galante, qui nous a sduit tout d’abord. M. Planet a fait ce que font tous les coloristes de premier ordre, savoir, de la couleur avec un petit nombre de tons — du rouge, du blanc, du brun, et c’est dlicat et caressant pour les yeux. La sainte Thrse, telle que le peintre l’a reprsente, s’affaissant, tombant, palpitant, l’attente du dard dont l’amour divin va la percer, est une des plus heureuses trouvailles de la peinture moderne. — Les mains sont charmantes. — L’attitude, naturelle pourtant, est aussi potique que possible. — Ce tableau respire une volupt excessive, et montre dans l’auteur un homme capable de trs-bien comprendre un sujet — car sainte Thrse tait brlante d’un si grand amour de Dieu, que la violence de ce feu lui faisait jeter des cris... Et cette douleur n’tait pas corporelle, mais spirituelle, quoique le corps ne laisst pas d’y avoir beaucoup de part.

Parlerons-nous du petit Cupidon mystique suspendu en l’air, et qui va la percer de son javelot ? — Non. — quoi bon ? M. Planet a videmment assez de talent pour faire une autre fois un tableau complet.

Эта же картина упомянута и Эженом Делакруа в одном из писем (от 30 августа 1845), адресованных де Плане, В этом письме мэтр подбадривает своего молодого собрата, не удовлетворённого развеской в Салоне: «Мне досадно, что Вы недовольны тем, как повешено Ваше полотно; и все же я не сомневаюсь, что, куда его ни помести, знатоки все равно обратят на него внимание».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ