Игумен Петр (в миру Валентин Андреевич Мещеринов; 4 сентября 1966, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви, игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.
Биография
Родился 4 сентября 1966 года в Москве, в семье музыкантов.
Учился в музыкальном училище при Московской консерватории, затем в самой консерватории имени П. И. Чайковского.
В 1985—1987 годах служил по призыву в Армии.
Затем работал в оркестре МХАТа им. Чехова у Олега Ефремова и в оркестре Большого зала консерватории.
Его семья, как вспоминал сам игумен Петр, не была атеистической, но не была и религиозной. К христианству его привела музыка Баха, к принятию крещения в Православной Церкви подтолкнуло чтение философа Владимира Соловьева. К мысли о монашестве привела фраза Достоевского о том, что служить Богу — не значит только ходить к обедне. В 1990—1991 годах был алтарником в храме иконы Знамения Божией Матери у станции метро Рижская. Затем проходил разные послушания в Свято-Даниловом монастыре — в качестве регента, уставщика, звонаря, помощника благочинного.
В 1992 году принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиакона. В том же году поступил в Московскую духовную семинарию.
С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью. Читает курс лекций, выступает на различных семинарах, конференциях, образовательных чтениях.
В 1993 году рукоположен в иеромонаха.
В 1995 года назначен настоятелем Церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово в Подмосковье, подворья Данилова монастыря, где служит и сегодня.
В 1996 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.
В 2003 году был возведён в сан игумена.
В сентябре 2006 года был награждён Святейшим Патриархом Алексием II орденом святителя Макария, митрополита Московского III степени «За духовное просвещение».
С 2011 года игумен Петр перестал выступать в СМИ с публицистическими темами и сосредоточился на вопросах классической музыки и переводов с немецкого языка протестантских текстов XVI—XVIII веков. Так, он перевёл на русский язык текст кантат Баха.
В 2014 году поступил в магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии
Общественная деятельность
Игумен Петр известен миссионерской, катехизаторской, просветительской деятельностью. Выступал с лекциями, участвовал в семинарах, конференциях, образовательных чтениях., передачах на радио. Читал курсы лекций как в светских, так и в духовных образовательных учреждениях. При его участии проводились круглые столы на темы, касающиеся различных пастырских вопросов, возникающих в современной церковной среде. Статьи игумена Петра публиковались как в церковной прессе, в частности, в «Церковном вестнике», так и в светской.
Игумен Петр активно участвовал в работе с молодёжью. До 2009 года он был заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре и руководил школой молодёжного служения и отделением духовно-нравственного просвещения ЦДРМ. Основной целью считает создание молодёжной среды общения («самое главное — это среда общения, когда молодые люди могут общаться друг с другом и создавать свой круг общения»)
C 13 февраля по 14 июля 2009 года отец Петр вёл Живой журнал igpetr.livejournal.com, который затем был им закрыт. Записи из журнала доступны здесь.
Страничка в социальной сети Facebook: https://www.facebook.com/igpetr
Полемика
Некоторые актуальные вопросы, поднимаемые игуменом Петром в своих выступлениях:
- миссионерская концепция РПЦ устарела
- необходимо создавать православную среду общения
- храмовое благочестие не должно подменять жизнь по Евангелию
- необходимо частое причащение
- исповедь перед Причастием не нужна постоянным прихожанам
- многие проблемы церковной жизни происходят от неправильного понимания аскетики. Существуют две принципиально разные церковно-аскетические парадигмы. Первая считает главным в духовной жизни богообщение, а вторая — ощущение человеком собственного недостоинства и падшести. Последняя парадигма ведет к ложному представлению о смирении, своеобразной «идеологии всегреховности». Одно из проявлений такого понимания аскетики — объявление послушания духовнику главной добродетелью (ср. труды Рафаила (Карелина)).
- церковь не должна служить государственной или национальной идеологии
- ждать восстановления монархии бессмысленно
- современное российское общество не сформировано
- общество не готово к переоценке истории ХХ века
- патриотизм не самоценен
Критика
Некоторые публицисты, например, священник Александр Шумский и православный духовный писатель И. А. Куклин обвиняют игумена Петра в «отходе от Отцов», увлечении протестантизмом и попытке «подрыва» церковной традиции.
Интересные факты
- В свободное время игумен Петр занимается поэтическим переводом кантат и прочих вокальных сочинений И. С. Баха с немецкого языка.
- Один из предков игумена Петра — воевода Иван Мещеринов, осаждавший и взявший Соловецкий монастырь во время соловецкого восстания 1668—1676 годов. Других своих предков игумен Петр упоминает в интервью
Книги
- «Беседы о вере и Церкви» (М., Даниловский Благовестник, 2004)
- «Проблемы воцерковления»
- «Церковь и современность» (Киев, 2008)
- «Жизнь в Церкви» (М., Лепта, 2011)
- И. С. Бах. Тексты духовных произведений (перевод) (М., изд. «Центр книги Рудомино», 2013)
- Иоганн Арндт. «Об истинном христианстве» (перевод) (М., изд. Эксмо, 2016)
Сайт книг, переводов, лекций, публикаций, выступлений игумена Петра (Мещеринова)
http://igpetr.org/
Ссылки
- Игумен Петр (Мещеринов) — интернет-страница: статьи, книги и лекции.
- Аудиолекции игумена Петра Мещеринова на сайте Предание.ру
- Видеолекции игумена Петра Мещеринова на сайте Предание.ру
- Перевод игумена Петра (Мещеринова) текстов духовных сочинений И. С. Баха на русский язык