Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Петипа, Мариус Иванович

Петипа, Мариус Иванович

Педагоги

День рождения 11 марта 1818

французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог


Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 — 1 (14) июля 1910) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

Биография

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа — певицей и актрисой.

Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.

В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.

Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Семья

  • Первая жена — Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет — с 1854 по 1869 год. Дети — Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров; Иван (р. 1859).
  • Вторая жена — Любовь Савицкая, дочь известного актёра Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети — Надежда (р. 1874), Евгения (р. 1877), Виктор (р. 1879), Любовь (р. 1880), Марий (р. 1884), Вера (р. 1885).

Также Мариус Петипа имел внебрачных детей — сына Мариуса Петипа (р. 1850), ставшего драматическим актёром, от актрисы Терезы Бурден и девочку, от работницы театра, с которой он жил долгое время.

Репертуар

  • 22 декабря 1841 — дивертисмент* в опере Фроманталя Галеви «Королева Кипра», хореограф Жозеф Мазилье (с участием Адель Дюмилатр, Луизы Фицджеймс, Полины Леру и Огюста Мабиля)
  • 1847 — Люсьен Д’Эрвильи**, «Пахита», балетмейстеры М. Петипа и Фредерик (по Жозефу Мазилье)
  • 1848 — Фабио, «Сатанилла, или Любовь и ад», балетмейстеры М. Петипа и Ж. Петипа (по Жозефу Мазилье)
  • 1848 — Граф Альберт, «Жизель», балетмейстеры Жан Коралли и Жюль Перро
  • 1848 — Ахмет, «Пери», балетмейстер Фредерик
  • 1848 — Феб де Шатопер, «Эсмеральда», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — Дьяволино, «Катарина, дочь разбойника», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — «Мечта художника, или Одушевлённый портрет», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — Освальд*, «Лида, швейцарская молочница», балетмейстеры М. Петипа и Жюль Перро
  • 1850 — Граф, «Своенравная жена», балетмейстер Жюль Перро
  • 1854 — Фауст, «Фауст», балетмейстер Жюль Перро
  • 1858 — Конрад**, «Корсар», балетмейстер Жюль Перро (по Жозефу Мазилье)
  • 1859 — «Парижский рынок», балетмейстер М. Петипа — Симон — первый исполнитель
  • 1862 — Лорд Вильсон и Таор*, «Дочь фараона» собственного сочинения

(*) — первый исполнитель партии (**) — первый исполнитель партии в Санкт-Петербурге

Постановки в Большом театре Санкт-Петербурга

Балеты

  • 1847 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах 3 картинах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Фредериком)
  • 1848 — «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах 7 картинах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Жаном Петипа)
  • 1849 — «Лида, швейцарская молочница» — Демихарактерный балет в 2 актах 3 картинах Адальберта Гировеца, (совместно с Жюлем Перро), в бенефис Мариуса Петипа
  • 1858 — «Брак во времена регентства» — Балет в 2 актах Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
  • 1859 — «Венецианский карнавал» — Большое па де де Цезаря Пуни на тему Николо Паганини
  • 1859 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
  • 1860 — «Голубая георгина» — Фантастический балет в 2 актах Цезаря Пуни; возобновление — 1875 (1 действие)
  • 1862 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, для бенефиса Каролины Розати; возобновление — 1885
  • 1863 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, (по Жозефу Мазилье)
  • 1863 — «Ливанская красавица, или Горный дух» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах с прологом и апофеозом Цезаря Пуни
  • 1865 — «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Николая Гольца
  • 1866 — «Флорида» — Балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
  • 1867 — «Фауст» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах на музыку Джакомо Паницца и Цезаря Пуни, (по Жюлю Перро); возобновление — 1875
  • 1868 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, с новым па «Оживлённый сад» на музыку Лео Делиба, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1880
  • 1868 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, для бенефиса Генриетты Дор
  • 1870 — «Катарина, дочь разбойника» — Большой балет в 3 актах 4 картинах Цезаря Пуни (по Жюлю Перро)
  • 1871 — «Трильби» — Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1883
  • 1871 — «Две звезды» — Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Екатерины Вазем, Анны Вергиной и Павла Гердта
  • 1871 — «Дон Кихот» — Большой балет в 5 актах 11 картинах Людвига Минкуса, новая редакция
  • 1872 — «Камарго» — Большой балет в 3 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Адели Гранцовой
  • 1874 — «Бабочка» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1874 — «Наяда и рыбак» — Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
  • 1875 — «Бандиты» — Балет в 2 актах 5 картинах с прологом Людвига Минкуса
  • 1876 — «Приключения Пелея» — Мифологический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса
  • 1876 — «Сон в летнюю ночь» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса
  • 1877 — «Баядерка» — Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1878 — «Роксана, краса Черногории» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса
  • 1879 — «Дочь снегов» — Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1879 — «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» — Комический фарс в 1 акте на музыку Ж. Снеля в оркестровке Людвига Минкуса
  • 1879 — «Млада» — Фантастический балет в 4 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Евгении Соколовой
  • 1880 — «Дева Дуная» — Балет в 2 актах 4 картинах Адольфа Адана (по Филипп Тальони), для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1881 — «Зорайя, мавританка в Испании» — Большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса
  • 1881 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах Эдуара Дельдеве с новыми номерами на музыку Людвига Минкуса: па де труа, гран па и детская мазурка
  • 1882 — «Пакеретта» — Большой балет в 4 актах 7 картинах на музыку Петера Бенуа, Цезаря Пуни и Людвига Минкуса
  • 1883 — «Кипрская статуя» — Балет в 4 актах 6 картинах с апофеозом Ю. И. Трубецкого
  • 1884 — «Жизель» — Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана (по Жану Коралли и Жюлю Перро)
  • 1884 — «Коппелия» — Балет в 3 актах Лео Делиба
  • 1885 — «Своенравная жена» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Людвига Минкуса
  • 1885 — «Тщетная предосторожность» — Комический балет в 3 актах 4 картинах Петера Гертеля (совместно с Львом Ивановым)
  • 1886 — «Приказ короля» — Большой балет в 4 актах 6 картинах А. Визентини

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ