Панько Елизавета Александровна — профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Биография
Родилась 06.10.1939 г. в г. Ростов-на-Дону (Россия).
С отличием закончила педагогическое училище и Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина по специальности «Преподаватель психологии и педагогики, методист дошкольного воспитания» (1963). В 1965—1968 гг. училась в аспирантуре на кафедре психологии Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького. В 1968 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Восприятие комического в литературно-графическом изображении детьми дошкольного возраста». После окончания аспирантуре и по настоящее время работает в БГПУ ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры общей i детской психологии. Профессор (1993). Является автором более 400 научных, научно-популярных, учебных, научно-методических работ по проблемам детской и педагогической психологии, психологии высшей школы, одаренность. Под её руководством создан ряд научно-методических и учебно-методических видеофильмов «ростки творчества» (1994 г.); «Подснежник»: входим в мир прекрасного" (1998) и другие. Научный руководитель первой в Республике Беларусь национальной программы развития, воспитания и научения детей в дошкольных учреждениях «Подснежник» (1995, 2000, 2007). Подготовила 6 кандидатов наук, разработала 20 учебных программ. Награждена медалью ВДНХ СССР, знаками «отличник образования Беларуси», «За вклад в развитие БГПУ», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, Почетными грамотами Министерства образования БССР и Республики Беларусь, дипломами Министерства образования СССР, отмечено премией Специального фонда Президента Республики Беларусь . Американским биографических институтом дважды присвоено звание «Женщина года» (2002, 2005), "Женщина XXI века (2004).
Научные интересы: детская психология, психология одарённого ребенка, педагогическая психология, психологически педагога учреждения дошкольного образования, гуманизация системы дошкольного образования, проблемы становления психологической здоровья ребенка и взрослого.
Публикации
Основные публикации:
- Восприятие комического дошкольниками. Мн., 1968;
- О психическом развитии ребенка. Мн., 1974;
- Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986;
- Детям себя посвятить. Мн., 1991 (в соавт.);
- Психология труда воспитателя. Мн., 1993;
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Мн., 1997 (в соавт.);
- Психология детей шестилетнего возраста. Мн., 1999 (в соавт.);
- Воспитатель дошкольного учреждения. Психология. Мн., 2006;
- Детство как самоценность. Мн., 2009;
- Психология социальной одарённости. М., 2009 (в соавт.);
- Психологическое здоровье малыша Мн., 2010;
- Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье. Мн., 2011(в соавт.);
- Педагогическая психология: прогр.-метод. компл. М., 2011 (в соавт.);
- Игра в жизни дошкольника Мн., 2012 (в соавт.);
- Возрастная и педагогическая психология. БГПУ, 2013;
- Психологическое здоровье ребенка. СПб., 2014 (в соавт.);
- О некоторых аспектах подготовки педагога к работе с одаренными детьми. ЧГПУ, 2014;
- Условие укрепления психологического здоровья субъектов педагогического и управленческого взаимодействия в дошкольном учреждении. БГПУ, 2014.