Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Панченко, Александр Михайлович

Панченко, Александр Михайлович

Исследователь

25 февраля 1937 - 28 мая 2002

советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН , лауреат Государственной премии России


Александр Михайлович Панченко (25 февраля 1937, Ленинград — 28 мая 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН (1991), лауреат Государственной премии России (1996). Автор историко-литературных фильмов и телепередач.

Биография

Родился в семье литературоведов, работавших в Пушкинском доме. Отец А. М. Панченко — Михаил Андреевич Панченко (1909-1942) — был первым аспирантом Пушкинского дома .

В 1953 году поступил в Ленинградский университет, в 1957 направлен на учёбу в Карлов университет в Праге. Окончил оба заведения в 1958 году.

В 1958—1961 годах учился в аспирантуре ИРЛИ.

В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию («Чешско-русские литературные связи XVII в.»), в 1973 году — докторскую («Русская силлабическая поэзия XVII в.»).

С 1962 — сотрудник Сектора древнерусской литературы ИРЛИ, с 1978 года — заведующий Группой по изучению русской литературы XVIII в. (с 1986 года — Сектор русской литературы XVIII в.), с 1988 года — заведующий Отделом новой русской литературы, член Учёного совета.

Параллельно в 1975—1984 годах преподавал в ЛГИК, с 1984 — профессор ЛГПИ. В 1992 году читал лекции по русской литературе в Высшей школе социальных наук в Париже.

Научный консультант Древлехранилища Пушкинского Дома (с 1976 года). Член редколлегии журнала «Русская литература» (с 1979), «Вестник Российской академии наук» (с 1998 года). Член Союза писателей СССР (с 1980).

Председатель Комиссии РАН по истории филологических наук, Научного совета РАН по русской культуре.

В 1998 году награждён международной премией Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Скоропостижно скончался 28 мая 2002 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Сын Александра Михайловича — Александр Александрович Панченко, так же как и отец, является сотрудником Пушкинского дома и так же связал свою жизнь с филологией (доктор филологических наук, профессор).

Научные взгляды

В работе «Русская культура в канун Петровских реформ» исследовал систему ценностей и понятий русского общества XVII века. Подробно анализировал место смеховой культуры в православном мировоззрении допетровской и петровской Руси. Согласно его концепции, мир русского православного человека отводил необходимое место скоморошеству:

Понятно, что ремесло «весёлых людей» находилось в непримиримом противоречии с православной трактовкой смеха. Понятно, отчего Церковь строго и неукоснительно их порицала… Самый факт обличений вовсе не доказывает, что скоморошество находится вне православной культуры (хотя оно явно вне православных идеалов). Всегда обличается грех, но жизнь без греха попросту невозможна («един Бог без греха»; бегайте того, кто говорит «я без греха», наставляют древнерусские поучения, — он хуже убийцы, его обуревает сатанинская гордыня, он не способен к покаянию). Всегда обличаются дьявол и бесы, но и без них, так сказать, не обойтись. Они наказывают грешников в аду. На этом свете они соблазняют людей, провоцируют их к злу, слабых бесповоротно губят, а тех, кто в силах побороть соблазн, в конечном счёте укрепляют в добре. Как бы то ни было, Бог «попущает» бесам. Может быть, «весёлым» — скоморохам — тоже «попущали» власти Древней Руси?

Скоморохи были людьми крещёными и долгое время от Церкви не отлучались. В жалованных грамотах конца XV—XVI веков «общение со скоморохами объявлено делом вполне добровольным. Каждый волен пользоваться или не пользоваться их услугами». В XVII веке разворачивается программа оцерковления жизни: «Раньше благочестие и веселье были если не в состоянии равноправия, то в состоянии равновесия. Теперь на первый план выдвигается благочестие, жизнь с „молитвами, поклонцами и слезами“, как говорил Аввакум». Реабилитация смеховой культуры произошла в царствование Петра.

Раскрыл смысл титулования царей XVII века «тишайшими»:

В государственной фразеологии «мятеж» регулярно противопоставляется «тишине». Из этого следует, что «тишайший» монарх — это «обладатель тишины», царь, который умеет поддержать порядок. Слово «тишайший» — титулярный элемент (хотя в официальный титул оно так и не вошло).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ