Георгий Филиппович Байдуков (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы противовоздушной обороны СССР в 1950-х—1970-х годах. Генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР), автор беллетристической и мемуарной литературы.
Биография
Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.
С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.
С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.
С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир 4-го Штурмового Авиационного Корпуса. Участвовал в освобождении Киева, в операциях:
- Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года.
- Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года.
- Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года.
- Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года.
- Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года.
- Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года.
- Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года.
- Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года.
- Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.
- Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года.
- Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.
Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
- Генерал-майор авиации (17.03.1943).
- Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).