Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пакулин, Вячеслав Владимирович

Пакулин, Вячеслав Владимирович

Живопись

День рождения 02 марта 1901

российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи


Вячеслав Владимирович Пакулин (2 марта 1901, Рыбинск, Российская империя — 1951, Ленинград, СССР) — российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.

Годы учения

Пакулин Вячеслав Владимирович' родился 2 марта 1901 года в Рыбинске на Волге (в некоторых источниках приводится 1900 год рождения и указывается, что Пакулин «мещанин Новгородской губернии Боровичскаго уезда Опеченского посада».

В 1916 г. Вячеслав Пакулин поступает в Петрограде в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Учится у А. Е. Карева и В. В. Лебедева. Зиму 1917—1918 года он проводит в Рыбинске, где работает письмоводителем. Зимой 1919 возвращается в Петроград. Продолжает учёбу, но уже на Высших курсах декоративно-прикладного искусства им. барона А. Л. Штиглица.

С 1918 года Пакулин работает, как театральный художник. Учится на курсах сценических постановок, организованных В. Э. Мейерхольдом. Ряд театральных работ Пакулина находится в в собрании Театрального музея в Петербурге.

С 1918 г принимает деятельное участие в работе петроградского Декоративного института, становится его членом в 1919 году; участвует в оформлении массовых праздников, посвящённых октябрьским годовщинам.

В 1922—1925 учится в ленинградском ВХУТЕИНе у А. Е. Карева и А. И. Савинова.

В 1922 году в результате слияния бывшего училища им. А. Л. Штиглица и бывшей Академии художеств В. Пакулин оказывается студентом живописного факультета ВХУТЕМАСа.

В 1925 г. защищает дипломную работу «Смена» («Героический реализм»), отмеченную Н. Н. Пуниным.

Опыт авангарда

В эти годы Пакулин попадает под влияние художников В.Татлина и К. Малевича. Пакулин постоянно бывает в Музее художественной культуры, а затем в ГИНХУКе. Как вспоминал В. И. Курдов, здесь, «…в пустых комнатах дома Мятлева, изучали (студенты ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. — авт.) метод Сезанна и Пикассо, постигали основы кубизма, геометризации форм».

В 1922 г. впервые принял участие в выставке в МХК (Музее художественной культуры) в Петрограде: «Обзор новейших течений» (1922). Выставка была организована В.Татлиным и являла собой попытку «консолидации левых сил» в Петрограде.

Среди работ Пакулина этого времени — имеющие непосредственное отношение к выставке 1922 г. «Объемы и плоскости» (1922) и одно из «Формальных разрешений фактуры» (1920), «Натюрморт» (с подносом, начало 1920-х годов), «Белый натюрморт» и «Синий пейзаж» (начало 1920-х годов). Талант и творческий эклектизм объединяет эти работы, являющиеся соединением кубизма и принципов А. Е. Карева. Другие работы этого времени; «Формальное разрешение фактуры» и «Натюрморт» (с подносом) — сделаны художников под впечатлением от контррельефов B.Татлина.

Круг художников

См. основную статью: Круг художников (общество)

В 1927 г В. Пакулин становится председателем объединения «Круг художников» (1926—1932), в состав которого первоначально вошли сокурсники Пакулина, а позднее к ним примкнула наиболее активная творческая молодежь Ленинграда (А. Ф. Пахомов, М. А. Федоричева, М. Ф. Вербов, Л. Р. Британишский, Д. Е. Загоскин, А. П. Почтенный, А. С. Ведерников, А. И. Русаков, В. И. Малагис, А. Н. Самохвалов, Г. М. Неменова, Б. Е. Каплянский и другие). Пакулин является несомненным лидером этого объединения, участвует в трёх основных его выставках в Русском музее (1927, 1928, 1929) и в Картинной галерее в Киеве в 1930 году.

Для Пакулина, поиски декларируемого «стиля эпохи», монументального по форме и емкого по содержанию, воплотились в создании им серии программных живописных произведений, до сих пор считающихся его лучшими работами, как «Жница» (1926—1927), показанная на первой выставке общества. Эта работа написана под влиянием «крестьянского цикла» К. Малевича. Пакулин, с его личным колористическим даром, с его чувством формы русского монументального, фрескового искусства, не оказался напрямую зависим от художественной формы Малевича. Художник воспринял эту форму творчески, сохраняя свою собственную узнаваемость. «Жница» — огромное по размерам полотно, имеющее сходство с фреской.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ