Надежда Васильевна Павлова (род. 15 мая 1956, Чебоксары) — советская и российская артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра (с 1975 по 2001 год). Народная артистка СССР (1984). Лауреат премии Ленинского комсомола (1975).
Биография
Надежда Павлова родилась в Чебоксарах в многодетной семье. Родители, Василий Павлович и Мария Ильинична, — этнические чуваши. В 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров.
В 1966 году её заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одарённых детей, и девочке предложили учиться в Перми. Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой. Участвуя в концертах сценической практики, она исполняла номера, поставленными для неё М. Газиевым («Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница»), а также исполняла детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. В 1970 году участвовала в гастролях театра в Москве и привлекла внимание рецензентов.
К балерине рано пришли успех и признание. В возрасте 15 лет она становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы, ещё будучи ученицей, она часто гастролирует по стране и за рубежом, выступает в Италии, Японии, Китае, Австрии, Германии, Франции, США.
По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, в первый же сезон ей поручают партии Жизели (исполнила её в возрасте 17 лет) и Джульетты.
С сентября 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Она ежедневно занимается в классе Асафа Мессерера и репетирует под руководством Марины Семёновой. Её постоянным партнером становится танцовщик Вячеслав Гордеев, в том же году она выходит за него замуж (развелась в 1986 году). Среди других её партнёров — солисты Большого театра Александр Богатырёв, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов. Одним из последних танцовщиков, с кем она выступала на сцене Большого театра, был Николай Цискаридзе.
В 1984 году Надежда Павлова окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности «педагог-репетитор». Начав преподавать, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
В 1992—1994 годах она — художественный руководитель собственного «Театра балета Надежды Павловой», в 1995 году — вновь образовавшейся труппы «Ренессанс-балет», осуществлявшей постановки балетов из классического наследия. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996). В 1999 году приняла участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне и становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998—1999 годах выступала в спектаклях труппы «Русский балет» в качестве приглашённой звезды. В 2000 году была педагогом-репетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова. С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном театре классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева. Преподаёт в Российской академии театрального искусства (профессор).
В 2016 году была приглашена Владимиром Уриным вернуться в Большой театр в качестве педагога-репетитора
Живёт в Москве.
Репертуар
- Жизель, «Жизель» в редакции Б. Щербинина
- Джульетта, «Ромео и Джульетта», хореография Н. Боярчикова.
- Маша, «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича
- Геро, «Любовью за любовь», хореография В. Боккадоро
- Китри, «Дон Кихот», хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Р. Захарова
- Фригия, «Спартак», хореография Ю. Григоровича
- Эола, «Икар», хореография В. Васильева
- принцесса Флорина и принцесса Аврора, «Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- Валентина, «Ангара», хореография Ю. Григоровича,
- Принцесса, «Деревянный принц», хореография А. Петрова
- Сильфида, «Шопениана», хореография М. Фокина
- С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры Мориса Бежара («Опус № 6)» и Джорджа Баланчина, произведения хореографов-современников.
- 1986/87 — Флоретта, «Синяя борода» М. Фокина в постановке С. Власова
- 1992 — Никия, «Баядерка», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 1996 — Сильфида, «Сильфида», хореография Августа Бурнонвиля